Владимир Богомолов. Краткое содержание «Иван»

В.Богомолов - Иван - кратко

Рассказ «Иван», созданный в 1957 году, представляет собой трагический нарратив о юном разведчике, чья жизнь оборвалась в схватке с фашистами. Основная концепция повести заключается в отражении ужасной реальности военных времен. Война, как тяжелейшее испытание, сулит нечто неподходящее для детей. В центре повествования находится сопротивление еще юного Ивана и его взрослых товарищей, выступающих против фашистских оккупантов.

В.Богомолов

Место и время действия

События разворачивается в период ВОВ в Советском Союзе на левом берегу реки Днепр, вблизи населенных пунктов.

Главные герои

  • Иван — едва достигший одиннадцатилетнего возраста, представляет собой младшего из сирот, но с выдающейся стойкостью духа, характерной для разведчиков.
  • Гальцев – является старшим лейтенантом, молод, развивает тесную связь с молодым мальчиком.

Другие персонажи

  • Грязнов — высокопоставленный офицер штаба, тесно сотрудничал с Иваном в рамках служебных обязанностей.
  • Холин — капитан и офицер разведштаба, выделяется своей привлекательностью и щегольским чувством юмора.
  • Катасонов — старший разведчик и верный приятель Вани, поддерживает его в боевых и повседневных ситуациях.

В.Богомолов - Иван - кратко

Краткое содержание

Глава 1

Поздним ночным временем ефрейтор из дежурного взвода пробуждает Гальцева, донеся, что на берегу заметили парня, карабкающегося в воде. По прибытии к дверям Гальцев обнаружил трепещущего от холода мальчика примерно 11 лет. Его одежда была промокшей, а голые ноги забрызганы грязью. Гальцев приказал ему приблизиться к печке и сказать свое имя. Мальчик ответил лишь своей фамилией — Бондарев, и настоял на том, чтобы немедленно передали 51-ому штабу о его пребывании. Мужчина задал вопрос, какому именно штабу ему нужно докладывать, на что Иван предоставил номер штабной полевой почты.

Гальцев предложил ему раздеться и протереться. Иван скинул с себя промокшее тряпье, бросив его в угол комнаты. Мужчина поинтересовался: «А как же высушить?» Иван сказал, что все необходимое ему предоставят позже. Подойдя к печке, чтобы высушиться, Гальцев заметил на его спине шрам от пули. На вопрос о происхождении и причинах его появления у речки мальчуган умолк, но, осознав, что иначе информация не дойдет до штаба, прошептал: «С другого берега». Лейтенант запросил доказательство, однако мальчик отметил, что больше не проронит ни слова.

Гальцев предоставил Ивану ватник. Вместо того чтобы доложить о нем в штаб, мужчина созвонился с начальником полка. Когда начальник узнал, что мальчишка утверждает, будто пришел с тыла врага, с другого берега, он подумал, что Иван врет и поручил лейтенанту самостоятельно разобраться с этим вопросом. По ходу беседы с Иваном Гальцев выяснил, что тот знает начальника разведотдела Грязнова и офицера разведотдела Холина. В связи с этим он повторно связался со штабом полка и запросил разрешение на информирование армейского штаба о случившемся.

Грязнов приказал Гальцеву выселить всех из укрытия, чтобы избежать вопросов и любопытных взглядов по поводу Ивана. Он потребовал предоставить мальчугану бумажку с чернилами, а также устроить так, чтобы написанное им немедленно отослали в штаб полка с доверенным лицом. Кроме того, он поручил обеспечить Ивану все условия для того, чтобы он мог помыться, поесть и отдохнуть.

Мальчишка не терял времени на прием пищи, а сразу принялся за письменную работу, пересчитывая зерна, семена и хвою, извлеченные из кармана своих брюк. Он усердно писал в течение приблизительно часа, после чего аккуратно уложил бумаги в конверт и тщательно его запечатал. Гальцев передал пакет связному с приказом срочно доставить в штаб. Затем он предоставил мальчику теплую воду, и тот принялся за процедуру мытья. После этого последовал прием пищи, и мальчик улегся спать.

В.Богомолов - Иван - кратко

Глава 2

Незамедлительно явился Холин, мчащийся к мальчишке с восклицанием: «Иван!» Объятия последовали. Холин сообщил ему, что Катасонов ожидает его с лодкой у реки. Иван доложил, что там, у берега, немцев полным-полно, и ему пришлось преодолевать расстояние вплавь. Удивление Холина было безграничным, ведь поистине удивительно, что в октябрьской ледяной воде Иван все же смог доплыть.

Холин приказал Гальцеву подвести автомобиль ближе и велел часовому не пропускать никого в этот район. По возвращении Лейтенанта, он заметил, что Иван теперь был одет в военную форму, подогнанную по его размерам, на которой также красовались медаль с орденом. За столом, когда начали ужинать, мальчик ел не очень много, отметив, что у него пропал аппетит. Холин высказал желание, чтобы мальчик поступил в училище, но Иван настаивал, что хочет обучаться только по прошествии войны и сейчас предпочитает служить в разведке. «Прощай, Ваня!» — проговорил Гальцев. «До встречи» — сказал Иван.

Глава 3

К расположению Гальцева прибыл командир взвода из разведывательной роты дивизии Катасонов. В пункте наблюдения он внимательно рассматривал немецкие укрепления на противоположном берегу реки Днепр через стереотрубу.

Гальцев осведомился у разведчика о мальчике. В ответ тот заявил: «Удивительный парень! Но его характер — вот в чем проблема!» Оказалось, что поступило распоряжение командующего отправить его на обучение, но он настаивает, что планирует учиться позже, а сейчас стремится служить в разведке. В его душе горит ненависть. Если не отправят в разведку, он уйдет сам, ведь уже раз он это делал. На третьи сутки подъехал Холин, и они отправились с Гальцевым на передовую. По возвращении в укрытие прибыли Катасонов с Иваном.

Глава 4

Иван выглядел подтянутым, в его душе царило бодрствование. В общении с Гальцевым он проявлял дружелюбие, далекое от прежней настороженности. По беседе Катасонова с Холиным Гальцев понял, что предстоит отправить мальца через реку в тыл противника. Когда они готовились к отправлению, Гальцев пристегнул к поясу свой финский нож. Мальчику этот нож был по душе, и он спросил, может ли мужчина отдать его ему. Тот объяснил, что не может это сделать, так как это подарок. Нож представлял для мужчины большую память о друге, который погиб. Тем не менее лейтенант дал обещание Ивану подарить подобный взамен.

Во время того, как Холин, Катасонов и Гальцев отправились к лодке, Холин делился с Гальцевым историей мальчика. Поведал, что тот прошел через партизанские отряды и даже попал в лагерь смерти. Его семья — папа и сестрёнка — не выжили, и теперь в голове Ивана звучит лишь одна мысль: месть. Холин также уточнил, что два дня подряд они уговаривали Ивана отправиться в суворовское училище. Командующий дал последнее разрешение на разведку. Если не отправить его, Иван уйдет сам. При первом посещении разведчиков, несмотря на их решение не посылать его в разведку, Иван ушел добровольно. По возвращении его подвергли обстрелу со стороны своих, и он получил ранение в плечо.

Иван под видом бездомного странствующего ребенка отправлялся на разведку, собирая такие сведения, которые оказались недоступны для простых разведчиков. Холин сообщил, что Катасонов был внезапно вызван комдивом, и тот отправился в дивизию. Холин попросил Гальцева сопровождать мальчика в следующей разведывательной миссии.

В.Богомолов - Иван - кратко

Глава 5

Холин дал несколько подробных инструкций Ивану о том, как проникнуть в тыл врага от берега речки. Затем Иван переоделся в простое одеяние, придавая себе вид беспризорного беженца. В брюках он утаил складной нож и несколько стертых марок. Холин закинул в его мешок провизию, не имеющую военного вида.

По пути к лодке Гальцев замедлил шаг, чтобы поговорить с ефрейтором, стоявшим на посту охраны. Это позволило Холину с Иваном незаметно проскользнуть мимо и добраться до лодки. Когда Гальцев зашел в траншею, он обнаружил там тело погибшего Катасонова. Ефрейтор уточнил, что тот умер мгновенно, и Холин приказал оставить это в тайне. Гальцев осознал, что перед отправлением мальчика в миссию нельзя огорчать его. Затем Гальцев добрался к Холину с Ваней в лодке, и они направились к другому берегу.

Глава 6

Во время переправы на лодке лейтенант тихо переговаривался с Ваней. Тот рассказал, что у него осталась лишь мать, но её местонахождение неизвестно, и фамилию он свою выдумал, настоящей была — Буслов. Припрятав лодку, они аккуратно двигались в сторону оврага, который нужен был Ивану для попадания в тыл. Холин предложил провести его вдоль оврага, но мальчишка отклонил предложение, выдав, что Холин слишком высок и будет виден. Затем Иван бесшумно исчез.

Глава 7

Спустя пару минут со стороны, в которую направился Иван, раздались шаги — это был немецкий боевой патруль. Прошло ещё около двадцати минут, прежде чем Холин облегченно выдохнул: «Видимо прошли мимо». Вместе с Гальцевым он сел в лодку, но они задерживались, готовые сойти к берегу и оказать помощь Ивану, если потребуется. По возвращении в укрытие Холин высказал упрек Гальцеву за то, что мужчина не дал нож мальчику.

Глава 8

Гальцев не мог решиться отпустить этот ножик — единственный предмет, который остался в память о друге. Однако, уступая просьбе, он обратился к мастеру в дивизионной мастерской, чтобы тот изготовил рукоятку, аналогичную той, что понравилась Ивану на ножике. Созданную рукоятку мастер установил на новую десантную финку. Гальцев намеревался передать этот подарок мальчику, воспользовавшись помощью Холина или Грязнова.

Встреча с подполковником Грязновым наконец произошла, и мужчина попросил передать ножик мальчику. Оказалось, что Иван уже ушел, вероятно, присоединиться к партизанам. На следующее утро его должны были направить в училище, но ночью он принял решение уйти. Грязнов отметил, что Иван не находит покоя из-за своей ненависти к врагу, которая в нем еще не угасла.

Глава 9

После полученной раны Гальцев был переведен в службу переводчиком в разведывательный отдел корпуса. В Берлине он входил в состав группы, предназначенной для захвата немецких документов. Проходя через одну из папок, лейтенант наткнулся на бланк с фотографией мальчика. Из содержания документа он узнал, что Ивана задержали около железнодорожного пути, где тот следил за переправкой эшелонов.

Иван не свидетельствовал на своих, не стал давать показания во время допросов и открыто проявлял свою ненависть к фашистам. Мальчика подвергли расстрелу, а полицейскому, выследившему его, было выделено денежное вознаграждение в сумме сто марок.

Главная мысль

Концепция войны представляет собой нечто отрицательное, это трудное испытание для всех, особенно для самых маленьких. Дети и война – два термина, которые не могут сосуществовать вместе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: