В написанном в 1895 году Иваном Сергеевичем Шмелевым рассказе, по сути, изложена его автобиография. Читатели узнают о становлении литератора, начиная с его детства и до того, как впервые был опубликован дебютный рассказ Ивана Сергеевича.
Содержание
Место и время действия
Российская империя. 70-90 годы XIX века.
Главные герои
- Рассказчик. Повествование ведется от имени самого писателя Ивана Сергеевича Шмелева.
Другие персонажи
- Баталин Николай Иванович. Преподает словесность. Инспектора можно назвать ограниченным и надменным человеком.
- Цветаев Федор Владимирович. Шмелев называл его своим любимым педагогом, благодаря которому раскрылся талант Ивана Сергеевича.
- Александров Анатолий. Профессору, редактору «Русского обозрения» удалось оказать поддержку талантливому начинающему писателю.
Краткое содержание
В рассказе собраны воспоминания писателя о начале его литературной деятельности. Судя по ним, можно понять, что изначально он не собирался посвящать свою жизнь писательскому творчеству. Просто с детства рассказчику нравилось сочинять разные истории, которые, правда, никто не печатал.
В раннем детстве разговорчивый мальчик много болтал. Няня прозвала его «балаболкой». Он вспоминает какие-то незначительные события, произошедшие в детстве, песни и молитвы.
Игрушки, доски и метла для ребенка были одушевленными существами. Он беседовал с ними. Мальчик придумал несколько историй, в которых участвовали его необычные друзья.
В гимназии болтливого первоклассника называли «римским оратором». Нередко его наказывали за то, что он разговаривал во время уроков.
Третьеклассник начал читать романы, которые сочинил Жюль Верн. Французский автор помог проснуться богатому воображению талантливого ребенка. Героями первого сочинения юного рассказчика стали учителя, которые совершили невероятное путешествие и оказались на Луне.
Рукописью мальчика заинтересовались многие гимназисты, среди которых были ребята постарше, но сухому, черствому инспектору Николаю Ивановичу Баталину она не понравилась. По его мнению, гимназист таким способом проявил свое неуважение к учителям.
Юный сочинитель был наказан, но его творческие порывы никуда не делись. Он писал школьные сочинения, перенося на бумагу собственные фантазии и размышления. Его юношеские произведения выделялись глубокими лирическими отступлениями, раздражавшими Николая Ивановича, который считал, что гимназисты должны придерживаться учебного плана.
Мальчик пытался доказать инспектору, что тот не прав, но его пререкания привели к получению тройки с минусом, а впоследствии – единицы. Кроме того, инспектор оскорбил гимназиста. Из-за низкого среднего балла рассказчик не смог сдавать экзамены и стал второгодником.
Как говорят, все, что не делается, к лучшему. Мальчика начал учить другой словесник – «незабвенный» Федор Владимирович Цветаев. Теперь рассказчик мог свободно заниматься самовыражением. Особенно он любил работать над «поэтическими» классными сочинениями.
Бывало, что Федор Владимирович прибавлял к пятеркам за «произведения» рассказчика три креста. Как-то он обмолвился о некой «шишке» у гимназиста, которому необходимо уделять внимание развитию своего таланта. Цветаев – единственный преподаватель, о котором рассказчик впоследствии вспоминал с душевным трепетом.
Когда юноша окончил гимназию, в его жизни началась новая творческая веха – «печатная». Летом будущий выпускник поехал в глухую деревушку, чтобы порыбачить в «бездонном омуте», в котором обитал сом, в окружении побитых бурей «расщепленных ветел». Рядом с домом глухого старика находилась заброшенная мельница, а возле нее – живописный пруд. Юноша любовался красотой местной природы.
Впереди парня ждали выпускные экзамены, к которым он готовился. Но молодой человек внезапно забыл об этом и приступил к сочинению небольшого рассказа «У мельницы», включив в него воспоминания о своей летней рыбалке.
Короткое произведение было написано за один вечер в марте 1894 года. Юному автору понравился собственный рассказ. Юноша не понимал, какие действия он должен предпринять далее. С литераторами парень не был знаком. Интеллигенты редко приходили в гости к его родителям. Молодой человек стыдился советоваться с кем-либо насчет дальнейшей судьбы своего рассказа.
Однажды юноша отправился на Тверскую улицу, где увидел небольшую вывеску «Русского обозрения». В этом доме ежемесячный журнал поместил свою редакцию. Парень принес в нее собственное произведение. Для него это место было святилищем.
Оробевший молодой человек зашел в просторный кабинет, в котором было очень много книг, и увидел в нем редактора, приват-доцента Анатолия Александрова, который преподавал в Московском университете. Рассказчик был встречен с радушием. Он отдал свою рукопись редактору, который сказал, что на ознакомление с рассказом и принятие решения о его публикации уйдет пару месяцев.
По прошествии отведенного на знакомство с рукописью срока юноша пришел в редакцию журнала, но ему сказали, что понадобиться еще около двух месяцев на знакомство с его рассказом. В это время парень сдавал выпускные экзамены, поэтому забыл о своем произведении. Неожиданно «Русское обозрение» прислало ему весточку с просьбой заглянуть в редакцию. Юноша узнал от Александрова, что тот по достоинству оценил красоту слога и то, как молодой автор описал русскую природу. Оторопевший рассказчик получил предложение о сотрудничестве с изданием.
В июльском номере «Русского обозрения» было напечатано произведение молодого автора. По признанию профессора Александрова читатели остались довольны после прочтения рассказа. Сумма гонорара составила целых 80 руб.
На улице юноша дошел до лавочки, присел и осознал, что с этого момента его жизнь раз и навсегда изменилась.
Главная мысль
Рассказ Ивана Шмелева посвящен нежному и хрупкому таланту, бережному отношению к нему. Грубое слово или дело могут привести к затуханию творческой искры. Главный герой рассказа оказался везунчиком. Его окружали тонкие и восприимчивые люди, благодаря которым он раскрыл свои природные способности.