«Повесть о Петре и Февронии Муромских» – это удивительное произведение древнерусской литературы, написанное Ермолаем Еразмом в XVI веке. Оно основано на Муромских легендах о жизни Петра и Февронии, правивших в XIII веке. Сюжет повести рассказывает о простой девушке, которая благодаря своей мудрости стала княгиней. В произведении прекрасно переданы детали быта, как простых крестьян, так и высших княжеских особ.
Содержание
Место и время действия
Повесть о Петре и Февронии Муромских рассказывает о жизни и событиях, которые разворачивались в древнерусском городе Муроме в XIII веке.
Главные герои
- Петр известен как Муромский князь, отличающийся добротой, честностью и благонравием.
- Его супруга Феврония, в свою очередь, является мудрой и разумной женщиной, сопровождая своего мужа в его правлении.
Другие персонажи
- Павел – старший брат Петра и князь Мурома.
- Бояре – вельможи из Мурома, каждый из которых мечтает о том, чтобы занять трон и стать князем.
Краткое содержание
Глава 1
Давным-давно владычествовал над городом Муромом благочестивый князь Павел. Злобный дьявол, враждебный всему человеческому роду, решил подшутить над Павлом. Он послал к жене князя «извилистого крылатого змея», принимавшего облик самого князя. Это наваждение продолжалось долго, пока княгиня не почувствовала что-то необычное и не рассказала обо всем князю.
Павел размышлял, как победить обольстителя, но не мог придумать ничего толкового. Тогда он приказал жене выведать у змея, «что принесет смерть ему». Жена хитростью добывает у змея информацию, что смерть наступит «от руки Петра и меча Агрика».
У Павла был брат Петр. Узнав о коварстве змея, отважный Петр готов был немедленно вступить в бой, но «не знал он ничего о мече Агрика». Однажды, помолившись в церкви, он встретил мальчика, который предложил ему увидеть меч Агрика. Петр согласился, радуясь: теперь он сможет помочь брату избавиться от ненавистного змея.
Петр начал искать подходящую возможность победить коварного змея, который легко принимал облик князя. И вот однажды наступил подходящий момент, и Петр мощным ударом пронзил змея мечом Агрика. Змей принял «свою истинную форму, задрожал и скончался, облив блаженного князя Петра своей кровью». От крови тело Петра покрылось язвами, неизлечимыми ни одним целителем.
Глава 2
Давным-давно в Рязанской земле ходили слухи о целителях, способных исцелить любое недуг. Князь Петр, услышав об этом, отправился в долгое путешествие в поисках помощи для своих незаживающих ран. Однажды его слуга заблудился и случайно попал в село Ласково, где встретил местную целительницу Февронью. Объяснив ситуацию с князем, слуга просит о помощи.
Февронья выставила Петру условие: она вылечит его, но лишь в обмен на его обещание жениться на ней. Петр, не принимая серьезно слов целительницы, согласился на этот странный союз. Он умылся в бане, применил лечебную мазь и уснул. Утром князь проснулся полностью здоровым, лишь одна язва осталась нетронутой, по просьбе Февроньи.
Петр, исполненный благодарности, покинул село, но забыл о своем обещании жениться на целительнице.
Однако на следующий день язва на теле князя вновь начала причинять страдания, и Петр, испытывая стыд, вернулся к Февронье. Девушка напомнила ему об обещании, и князь, соглашаясь на брак, увез ее в свой город Муром.
Глава 3
После смерти своего брата, Петр стал князем. Его жена Феврония не нашла своего места в княжеском дворце из-за недовольства бояр, которые пытались сделать ее неприемлемой в глазах Петра. Они подстрекали князя отказаться от нее и взять более подходящую супругу.
Феврония была вынуждена покинуть дворец по прямым требованиям бояр. Они были готовы отдать ей все, лишь бы она ушла. Но девушка предложила уйти только вместе с мужем. Петр очень любил Февронию и не мог себе представить жизнь без нее. Таким образом, он решил уйти с ней из города, оставив престол.
На первой ночевке после ухода из города, поданные князя догнали их и умоляли вернуться. Они предупредили Петра о хаосе, который начался в его отсутствие: голод, воровство, раздоры. Петр и Феврония приняли совместное решение вернуться и взять власть в свои руки.
После возвращения князь и княгиня возобновили свое правление, стремясь следовать заповедям и учениям Господа безупречно. Они вели себя как милосердные и справедливые правители, готовые помочь всем нуждающимся: принимали путешественников, кормили голодных, одевали нагих, и освобождали бедных от бедствий.
Глава 4
С годами старели князь и княгиня, их единственным желанием было умереть вместе и быть похороненными в одной гробнице. Они каждый день молились Богу о том, чтобы смерть настигла их одновременно. После того как они совершили постриг, их молитвы были услышаны: они умерли в один день, как и просили.
Однако горожане не послушали предсмертное желание правителя, и решили похоронить их в разных церквях, находящихся на разных концах города. Но утром, когда горожане зашли в церковь, они были поражены увиденным: гробы оказались пустыми. Тела усопших были обнаружены вместе в одном уже заранее подготовленном ими гробу при их жизни.
Попытки разлучить тела супругов были тщетны, так как они снова оказывались вместе. После обсуждений горожане окончательно приняли решение не разделять супругов. Так исполнилось желание князя — их похоронили вместе. Для двух влюбленных смерть не стала концом, они остались вместе, обойдя даже смерть.
С этого момента каждый человек, обладающий верой, смог прийти к их святым мощам и получить исцеление. Вера в святую силу и любовь к Богу могли даровать исцеление тем, кто прикасался к мощам супругов.
Главная мысль
Эта история проповедует важность честности и справедливости в повседневной жизни: следовать своей совести, не обманывать и не предавать своих близких, придерживаться своих обещаний, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, и всегда соблюдать божественные заповеди.