Рассказ «Уроки французского» Валентина Распутина является по сути автобиографическим. Автор писал его, следуя традициям деревенской прозы, которые быстро обрели популярность в русской литературе того времени.
Содержание
Место и время действия
События развиваются в послевоенное время в маленьком районном центре вблизи города Иркутска.
Главные герои
Рассказчик — мальчик-подросток из очень простой и бедной семьи.
Лидия Михайловна — юная учительница французского.
Вадик — озорной мальчишка, хитрец и обманщик.
Краткое содержание
Герой рассказа переходит в другую в школу, причем довольно далеко от дома. Даже жить ему предстояло у чужой женщины. Мальчику придется стать совсем самостоятельным и уже в возрасте одиннадцати лет переехать из деревни в райцентр, чтобы продолжить там обучение.
Его семья живет очень бедно, без отца и едва сводит концы с концами. Старший сын, тот самый главный герой, в начальной школе учился очень хорошо, его даже в деревне называли «грамотеем», поэтому решение отправить мальчика учиться было единственно правильным и верным.
На занятиях парнишка очень старался, уроки не пропускал, был прилежным и ответственным, но вот только французский язык ему совсем не давался. Слыша, как он искажает слова, учительница французского была очень недовольна, но ничего не могла с этим поделать. Да и самому ему было непросто: иногда даже не до учебы, потому, что приходилось голодать и во всем себе отказывать.
Однажды один знакомый повел мальчика посмотреть на то, как другие ребята играют в одну игру под названием «чика» на деньги. Быстро выучив правила, он решил испытать себя. Тем более, что небольшие деньги для первого раза у него как раз были: мать присылала немного на молоко, которое ему нужно было обязательно пить по состоянию здоровья. И вскоре он, приловчившись, начал часто выигрывать у других мальчишек, но, получив рубль, сразу уходил, чтобы не раздражать других.
В этой игре часто участвовал и Вадик- местный хулиган и заводила, ему очень не нравилось, что главный герой выработал для себя свою тактику — неожиданно выходить из игры и тем самым очень мешал выигрывать ему самому. Он подговорил своих товарищей устроить драку, в которой герой рассказа сильно пострадал.
Когда на следующий день он пришел в школу, его лицо в тумаках сразу заметила учительница французского. На ее вопрос, что же на самом деле произошло, одноклассники рассказали, что мальчишка играл на деньги и потому его и избили.
Герой рассказа очень испугался, что она обо всем расскажет директору и тот непременно исключит его из школы. Но этого не произошло. Наоборот, учительница проявила особое сочувствие и понимание, спросив, почему именно он так поступает. Мальчику пришлось сознаться, что делает он это ради денег, которые ему очень нужны, чтобы покупать продукты и то самое молоко, так необходимое для поддержания здоровья. Он пообещал ей, что больше не будет этого делать, но вскоре был вынужден вернуться к прежнему: мать не могла высылать деньги, ей с детьми не хватало самим, есть было совершенно нечего..
Драка вскоре повторилась. Узнав об этом, учительница придумала для него внеурочные занятия, надеясь хоть как-то помочь ему. Она даже позвала мальчика к себе домой, пытаясь там хоть немного его там подкормить, потому что понимала, как ему нелегко. Только вот он очень стеснялся и совсем не хотел пользоваться ее добротой. Постепенно у паренька наметились успехи во французском языке, он стал даваться гораздо легче, да и вся учеба стала налаживаться.
Как-то мальчику пришла посылка с продуктами, он сначала решил, что ее прислала мама, однако все оказалось совсем не так. Завидев в ней макароны, сахар и необычный гематоген парень быстро сообразил, что ее прислала учительница, а не мать, у которой просто не могло быть на это денег.
Он отправился к учительнице, решив сказать, что не возьмет такую посылку и что он знает, что она вовсе не от матери. И присланного гематогена в деревне точно быть не может, поэтому ясно, что это могла сделать только учительница. Лидия Михайловна, а именно так ее звали, поначалу растерялась, что ее добрый поступок быстро разоблачили, но потом объяснила мальчику, что поступила так из самых лучших побуждений. В конце концов, ей удалось убедить его, что продукты нужно взять, ведь растущему организму просто необходимо питание, а впредь пообещала больше его не обманывать.
Уроки французского так и продолжались, в гостях у учительницы паренек уже чувствовал себя непринужденно. Тот случай с посылкой они предпочитали больше не вспоминать, между ними воцарились дружба и доверие.
Однажды учительница призналась, что в детстве и сама участвовала в играх на деньги, только немного по- другому. Она даже показала мальчику, как играть в «замеряшки», попросив только ее никому не выдавать. Лидия Михайловна предложила и ему самому попробовать поиграть вместе с ней и даже на деньги. Немного удивившись, он согласился. Парнишка часто выигрывал, теперь у него появились деньги и на молоко, и на сливки. Правда, брать деньги у учительницы было немного неудобно, но он успокаивал себя, что никого не обманывает.
Только вот закончилась эта история весьма печально. Как-то в дом к учительнице зашел директор школы, проживавший неподалеку, застав их за игрой на деньги, он был крайне удивлен и раздосадован.
Лидии Михайловне пришлось уйти из школы и возвратиться в свой родной город. Она винила во всем только себя, горько сожалея, что уже не сможет помогать мальчику. Однажды, посреди зимы, он получил необычную посылку с макаронами и большими красными сочными яблоками. Ребенок сразу догадался, от кого она…
Выводы по произведению
В своем произведении Валентин Распутин затрагивает тему взаимоотношений между педагогом и учеником. Понимая, насколько трудно приходится ребенку, учительница старалась, как могла, помочь ему, но при этом всячески старалась не задеть его достоинство. Понимая, что просто так он не возьмет у нее деньги, она и выдумала способ с игрой. Тем самым она спасла его от голода, пусть даже сама, потеряв любимую работу. Автор рассказа напоминает нам, что ради благого дела иногда можно, и пойти на небольшую хитрость.
Уроки французского. Краткое содержание — видео