Повесть “Вий”, созданная Николаем Васильевичем Гоголем в 1834 году и включенная в известный сборник автора “Миргород”, переносит читателей в загадочный и пугающий мистический мир. Произведение отражает религиозно-нравственные взгляды самого литератора. Писатель подчеркивает, что каждому человеку необходимо твердо верить в Господа и никогда не забывать о молитвах, чтобы противостоять сатанинским искушениям и сохранить свою душу.
Содержание
Место и время действия
События разворачиваются в первой половине 19-го столетия на небольшом хуторе, расположенном поблизости от Киева.
Главные герои
- Жизнерадостный юноша Хома Брут, обучающийся в семинарии в классе философии, оказывается вынужденным на протяжении трех ночей молиться над телом колдуньи, превратившейся после кончины в прекрасную юную даму.
- Привлекательная панночка, наследница состоятельного и уважаемого человека, в то же время является ведьмой.
- Немолодой мужчина занимает пост сотника и приходится отцом умершей молодой женщине, по его распоряжению Хома остается наедине с покойницей и читает над девушкой соответствующие молитвы.
Другие персонажи
- Друг Брута Халява также получает образование в духовном училище, осваивая богословские науки.
- Студент бурсы Тиберий Горобець изучает ораторское искусство и путешествует вместе с товарищами. Впоследствии паренек становится философом, как и погибший Хома.
- Безжалостное создание из старинных славянских легенд по имени Вий обладает чрезвычайно длинными веками, которые опасный демон не в силах поднять самостоятельно.
Краткое содержание
В киевской духовной семинарии или бурсе начинаются каникулы, и студенты с радостью отправляются домой. Компания приятелей, состоящая из ученика класса риторики Тиберия Горобца, богослова Халявы и изучающего философию Хомы Брута, решает по дороге заглянуть на хутор, желая пополнить запасы провизии. Пожилая хозяйка размещает бурсаков в отдельных помещениях.
Брут постепенно погружается в сон, но неожиданно в комнату заходит старуха, у которой семинаристы остановились на ночлег. Глаза немолодой женщины горят странным блеском, а юноша чувствует, что он не в состоянии пошевелиться. В то же время владелица хутора внезапно оказывается на спине студента, и Хома вынужден подняться и нести хозяйку на собственных плечах. Парню становится ясно, что он и его товарищи оказались в доме у настоящей ведьмы. Бурсак поспешно приступает к чтению молитв и заклинаний, направленных против злобных духов.
Вскоре студент ощущает, что хватка колдуньи немного ослабела. Хома сбрасывает женщину с себя, вскакивает на спину чародейке и начинает яростно бить старуху поленом. Через некоторое время ведьма с пронзительным криком падает на пол, и с наступлением рассвета семинарист видит перед собой вместо пожилой дамы необыкновенно привлекательную девушку. Юношу охватывает настоящая паника, и он торопится как можно скорее вернуться в Киев.
По прошествии нескольких дней появляются слухи о том, что дочка обеспеченного сотника вернулась домой, подвергшись жестокому избиению. Девушка скончалась из-за перенесенных побоев, но перед уходом из жизни высказала желание, чтобы посмертные молитвы над нею на протяжении 3 дней читал Хома Брут, студент киевской семинарии. В бурсу прибывает экипаж и подчиненные отца умершей панночки, которым поручено доставить парня к осиротевшему родителю.
Оказавшись во владениях сотника, Хома сразу же предстает перед суровым хозяином дома. Однако на все вопросы со стороны пана бурсак искренне отвечает, что никогда не был знаком с покойной наследницей сотника и не понимает, по какой причине девушка настаивала, чтобы именно Брут молился над ее телом. Сотник показывает семинаристу скончавшуюся молодую женщину, и юноша с ужасом осознает, что перед ним находится убитая им волшебница.
В вечернее время слуги отца панночки отводят бурсака в храм, где поставлен гроб с чародейкой. Хома оказывается запертым в церкви, и семинаристу кажется, что покойница пристально за ним наблюдает. Внезапно ведьма становится на ноги, покидает гроб и направляется к Бруту, не открывая глаз. Потрясенный философ очерчивает вокруг себя круг и произносит заклинания, защищающие от различной нечисти. Панночке все же не удается переступить созданную бурсаком черту, и она вновь возвращается на прежнее место.
Неожиданно гроб поднимается в воздух и совершает полет внутри храма, однако ведьма так и не пересекает соответствующий круг. Гроб падает на пол в центре помещения, оттуда появляется посиневшее тело, но в этот момент раздается крик петуха, возвещающий о наступлении рассвета. Умершая вновь оказывается в последнем пристанище, и крышка гроба немедленно закрывается.
Днем Хома погружается в продолжительный сон, и в послеобеденные часы отдохнувший юноша пребывает в превосходном настроении. Однако с приближением вечера семинаристом опять овладевает усиливающийся с каждой следующей минутой страх.
Ночью помощники сотника снова доставляют Брута в церковь. Парень сразу же очерчивает новый круг вокруг самого себя и начинает произносить молитвы. По прошествии часа он замечает, что чародейка уже вплотную приблизилась к защитной линии. Философ слышит из уст ведьмы таинственные слова и понимает, что она изрекает собственные заклинания. Хома ощущает дуновение ветра в храме, к тому же раздается стук в окна, словно нечто пытается попасть внутрь. Но после петушиного крика воцаряется полная тишина.
Люди, которые приходят сменить семинариста над телом панночки, убеждаются, что волосы парня за ночь поседели, и сам философ выглядит умирающим. Юноша просит у сотника разрешения более не посещать церковь, но отец покойницы жестко настаивает, чтобы Брут отправился в храм и на третью ночь.
Снова оказавшись в непосредственной близости от гроба, бурсак создает необходимый круг и усердно молится. Но внезапно крышка гроба шумно ломается, и ведьма, поднявшись на ноги, приступает к чтению колдовских заклинаний. Иконы падают на землю, двери срываются с петель, и в храм врывается огромное количество настоящих чудовищ.
После призыва колдуньи в церковь входит коренастый и косолапый демон Вий с лицом из железа, тело которого полностью покрывает черная земля. Веки монстра простираются до пола, и злодей отдает спутникам приказ поднять их, поскольку он не в силах ничего разглядеть.
Хома ощущает, что ему не следует смотреть на пугающее создание. Однако Брут все же решается взглянуть на Вия, и демон тут же указывает на семинариста пальцем, объявив соратникам, что перед нечистью находится именно тот человек, за которым охотятся эти существа. Чудовища немедленно набрасываются на бурсака, и сердце охваченного безграничным ужасом юноши мгновенно останавливается.
В эту минуту раздается уже второй крик петуха, на предыдущий сигнал о приближении утра представители нечистой силы не обратили внимания. Агрессивным духам приходится навсегда остаться в храме, и в дальнейшем люди перестают посещать церковь, которая постепенно оказывается окруженной сорными растениями и приходит в полное запустение.
Товарищи Хомы узнают о случившемся с их приятелем и сразу же отправляются в корчму, чтобы помянуть душу скончавшегося парня. В ходе разговора с Халявой, Тиберий высказывает мнение о том, что причиной смерти Брута послужил страх, с которым юноша не сумел справиться.
Главная мысль
Произведение Гоголя посвящается вечному конфликту между добром и злом. Автор обращает внимание читателей на трагические последствия духовной деградации людей, забывших о религиозных и моральных ценностях и стремящихся только к сиюминутным удовольствиям и удовлетворению повседневных потребностей. Писатель показывает, что темные силы одерживают победу над человеком, поскольку главному персонажу повести Хоме Бруту не хватает внутренней твердости и истинной веры для противостояния нечисти. Необычная история, содержащая в себе элементы мистики и фантастики, и сегодня заставляет задуматься над крайне важными вопросами, касающимися порядочности, честности, умения придерживаться основных нравственных принципов.
Краткое содержание — Вий — видео
Так же читайте тут:
Гоголь Н.В. Краткое содержание «Заколдованное место»
Гоголь Н.В. Краткое содержание «Записки сумасшедшего»
Гоголь Н.В. Краткий пересказ «Мертвые души» по главам
Гоголь Н.В. Краткое содержание «Невский проспект»
Гоголь Н.В. Краткое содержание «Нос»
Гоголь Н.В. Краткое содержание «Портрет»
Гоголь Н.В. Краткое содержание «Ревизор»
Гоголь Н.В. Краткое содержание «Тарас Бульба»