Повесть “Вий”, созданная Николаем Васильевичем Гоголем в 1834 году и включенная в известный сборник автора “Миргород”, переносит читателей в загадочный и пугающий мистический мир. Произведение отражает религиозно-нравственные взгляды самого литератора. Писатель подчеркивает, что каждому человеку необходимо твердо верить в Господа и никогда не забывать о молитвах, чтобы противостоять сатанинским искушениям и сохранить свою душу.
Содержание
Место и время действия
События разворачиваются в первой половине 19-го столетия на небольшом хуторе, расположенном поблизости от Киева.
Главные герои
- Жизнерадостный юноша Хома Брут, обучающийся в семинарии в классе философии, оказывается вынужденным на протяжении трех ночей молиться над телом колдуньи, превратившейся после кончины в прекрасную юную даму.
- Привлекательная панночка, наследница состоятельного и уважаемого человека, в то же время является ведьмой.
- Немолодой мужчина занимает пост сотника и приходится отцом умершей молодой женщине, по его распоряжению Хома остается наедине с покойницей и читает над девушкой соответствующие молитвы.
Другие персонажи
- Друг Брута Халява также получает образование в духовном училище, осваивая богословские науки.
- Студент бурсы Тиберий Горобець изучает ораторское искусство и путешествует вместе с товарищами. Впоследствии паренек становится философом, как и погибший Хома.
- Безжалостное создание из старинных славянских легенд по имени Вий обладает чрезвычайно длинными веками, которые опасный демон не в силах поднять самостоятельно.
Краткое содержание
В киевской духовной семинарии или бурсе начинаются каникулы, и студенты с радостью отправляются домой. Компания приятелей, состоящая из ученика класса риторики Тиберия Горобца, богослова Халявы и изучающего философию Хомы Брута, решает по дороге заглянуть на хутор, желая пополнить запасы провизии. Пожилая хозяйка размещает бурсаков в отдельных помещениях.
Брут постепенно погружается в сон, но неожиданно в комнату заходит старуха, у которой семинаристы остановились на ночлег. Глаза немолодой женщины горят странным блеском, а юноша чувствует, что он не в состоянии пошевелиться. В то же время владелица хутора внезапно оказывается на спине студента, и Хома вынужден подняться и нести хозяйку на собственных плечах. Парню становится ясно, что он и его товарищи оказались в доме у настоящей ведьмы. Бурсак поспешно приступает к чтению молитв и заклинаний, направленных против злобных духов.
Вскоре студент ощущает, что хватка колдуньи немного ослабела. Хома сбрасывает женщину с себя, вскакивает на спину чародейке и начинает яростно бить старуху поленом. Через некоторое время ведьма с пронзительным криком падает на пол, и с наступлением рассвета семинарист видит перед собой вместо пожилой дамы необыкновенно привлекательную девушку. Юношу охватывает настоящая паника, и он торопится как можно скорее вернуться в Киев.
По прошествии нескольких дней появляются слухи о том, что дочка обеспеченного сотника вернулась домой, подвергшись жестокому избиению. Девушка скончалась из-за перенесенных побоев, но перед уходом из жизни высказала желание, чтобы посмертные молитвы над нею на протяжении 3 дней читал Хома Брут, студент киевской семинарии. В бурсу прибывает экипаж и подчиненные отца умершей панночки, которым поручено доставить парня к осиротевшему родителю.
Оказавшись во владениях сотника, Хома сразу же предстает перед суровым хозяином дома. Однако на все вопросы со стороны пана бурсак искренне отвечает, что никогда не был знаком с покойной наследницей сотника и не понимает, по какой причине девушка настаивала, чтобы именно Брут молился над ее телом. Сотник показывает семинаристу скончавшуюся молодую женщину, и юноша с ужасом осознает, что перед ним находится убитая им волшебница.
В вечернее время слуги отца панночки отводят бурсака в храм, где поставлен гроб с чародейкой. Хома оказывается запертым в церкви, и семинаристу кажется, что покойница пристально за ним наблюдает. Внезапно ведьма становится на ноги, покидает гроб и направляется к Бруту, не открывая глаз. Потрясенный философ очерчивает вокруг себя круг и произносит заклинания, защищающие от различной нечисти. Панночке все же не удается переступить созданную бурсаком черту, и она вновь возвращается на прежнее место.
Неожиданно гроб поднимается в воздух и совершает полет внутри храма, однако ведьма так и не пересекает соответствующий круг. Гроб падает на пол в центре помещения, оттуда появляется посиневшее тело, но в этот момент раздается крик петуха, возвещающий о наступлении рассвета. Умершая вновь оказывается в последнем пристанище, и крышка гроба немедленно закрывается.
Днем Хома погружается в продолжительный сон, и в послеобеденные часы отдохнувший юноша пребывает в превосходном настроении. Однако с приближением вечера семинаристом опять овладевает усиливающийся с каждой следующей минутой страх.
Ночью помощники сотника снова доставляют Брута в церковь. Парень сразу же очерчивает новый круг вокруг самого себя и начинает произносить молитвы. По прошествии часа он замечает, что чародейка уже вплотную приблизилась к защитной линии. Философ слышит из уст ведьмы таинственные слова и понимает, что она изрекает собственные заклинания. Хома ощущает дуновение ветра в храме, к тому же раздается стук в окна, словно нечто пытается попасть внутрь. Но после петушиного крика воцаряется полная тишина.
Люди, которые приходят сменить семинариста над телом панночки, убеждаются, что волосы парня за ночь поседели, и сам философ выглядит умирающим. Юноша просит у сотника разрешения более не посещать церковь, но отец покойницы жестко настаивает, чтобы Брут отправился в храм и на третью ночь.
Снова оказавшись в непосредственной близости от гроба, бурсак создает необходимый круг и усердно молится. Но внезапно крышка гроба шумно ломается, и ведьма, поднявшись на ноги, приступает к чтению колдовских заклинаний. Иконы падают на землю, двери срываются с петель, и в храм врывается огромное количество настоящих чудовищ.
После призыва колдуньи в церковь входит коренастый и косолапый демон Вий с лицом из железа, тело которого полностью покрывает черная земля. Веки монстра простираются до пола, и злодей отдает спутникам приказ поднять их, поскольку он не в силах ничего разглядеть.
Хома ощущает, что ему не следует смотреть на пугающее создание. Однако Брут все же решается взглянуть на Вия, и демон тут же указывает на семинариста пальцем, объявив соратникам, что перед нечистью находится именно тот человек, за которым охотятся эти существа. Чудовища немедленно набрасываются на бурсака, и сердце охваченного безграничным ужасом юноши мгновенно останавливается.
В эту минуту раздается уже второй крик петуха, на предыдущий сигнал о приближении утра представители нечистой силы не обратили внимания. Агрессивным духам приходится навсегда остаться в храме, и в дальнейшем люди перестают посещать церковь, которая постепенно оказывается окруженной сорными растениями и приходит в полное запустение.
Товарищи Хомы узнают о случившемся с их приятелем и сразу же отправляются в корчму, чтобы помянуть душу скончавшегося парня. В ходе разговора с Халявой, Тиберий высказывает мнение о том, что причиной смерти Брута послужил страх, с которым юноша не сумел справиться.
Главная мысль
Произведение Гоголя посвящается вечному конфликту между добром и злом. Автор обращает внимание читателей на трагические последствия духовной деградации людей, забывших о религиозных и моральных ценностях и стремящихся только к сиюминутным удовольствиям и удовлетворению повседневных потребностей. Писатель показывает, что темные силы одерживают победу над человеком, поскольку главному персонажу повести Хоме Бруту не хватает внутренней твердости и истинной веры для противостояния нечисти. Необычная история, содержащая в себе элементы мистики и фантастики, и сегодня заставляет задуматься над крайне важными вопросами, касающимися порядочности, честности, умения придерживаться основных нравственных принципов.