Поэма «12» Александра Блока была создана в январе 1918 года и посвящена событиям Октябрьской революции. Это произведение стало неотъемлемой частью литературного наследия символизма и олицетворяет яркую страницу в истории русской поэзии.
Содержание
Место и время действия
События поэмы «12» разворачиваются зимой 1917–1918 года в Петрограде, в эпоху революции.
Главные герои
- Отряд из двенадцати представлял собой группу красногвардейцев, объединенных общей идеей революции.
- Ванька, бывший красногвардеец, принял решение вступить в отряд в качестве солдата, искупая свои прошлые грехи и стремясь к переменам.
- Катька была яркой и свободолюбивой девушкой, чья жизнь оборвалась в результате трагических событий перестрелки, организованной Петрухой. Она стала жертвой безрассудной жестокости воинов и погибла, не имея возможности выразить свои мечты и надежды.
- Петруха, один из членов отряда двенадцати, испытывал сложные чувства к Катьке, убил ее. Влюбленный в нее, он не смог преодолеть своих внутренних демонов и страсть, что привело к трагическому финалу.
Краткое содержание
1.
В пустом городе, погруженном в черную ночь и белый, холодный снег, метель и гололедица превратили прогулку по улицам в настоящее испытание. Люди, преодолевая трудности, еле передвигаются и едва стоят на ногах. Между зданиями висит канат с плакатом, требующим передачи всей власти Учредительному Собранию.
Старушка, проходящая мимо, изумлена и огорчена тем, что огромный лоскут материала был использован для плаката вместо того, чтобы помочь нуждающимся. Она видит в этом безразличие власти к страданиям простых людей, от которых большевики, по ее мнению, лишь отрекутся.
На улице встречается буржуа, негромко проклинающий холод, и писатель, горько отмечающий гибель России. Мимо сугроба осторожно пробирается невеселый поп, изменивший свой облик и духовное учение. Барышня, выражая свою печаль и страдания, неожиданно падает на снег в своих элегантных платьях.
Веселый и коварный ветер раздувает плакат и пугает прохожих. Вдалеке слышны голоса проституток, решивших, сколько им взять с клиентов. В поздний час улицы остаются пустыми, лишь один беспризорник томится от холода, а ветер шепчет свои загадки в ночи.
2.
В зловещей тишине ветер играет снежными хлопьями, а двенадцать человек, несущих винтовки на спинах, медленно прокладывают путь сквозь заснеженные улицы. Они, как отмечает автор, словно перекрытые бубновым тузом — знаком, который отличает каторжников и ссыльных.
В то же время в забытом кабаке за столиком сидит Ванька, бывший революционер, но теперь ставший простым солдатом и настоящим «сукиным сыном». Судьбы людей и страны сплелись в этот момент, когда движущиеся вперед двенадцать человек так аккуратно сохраняют революционный шаг, помня о вечно бодрствующем враге.
3.
Отряд из двенадцати, исполняя песню о своих братьях, отправившихся служить в Красную гвардию, наполняет свои сердца решимостью и преданностью делу революции. В рваных пальто, с австрийскими ружьями в руках, они стоят гордо, готовые встать на защиту принципов равенства и справедливости.
И молясь о помощи высших сил, они просят: «Господи, благослови!», зная, что их дело правое и чистое, что они борются за светлое будущее и за свободу, которая должна принадлежать каждому человеку. Неумолимо и решительно двигается этот отряд, несущий в себе живой дух протеста и надежды.
4.
В метельном вихре Ванька и Катька спешат куда-то, сидя на оглобельках в экипаже лихача. Ванька, одетый в солдатскую шинель, с густыми черными усами, кажется еще более плечистым и решительным в этой снежной буре. Он обнимает Катю, нежно прикоснувшись к ней, и начинает заговаривать, проявляя свою заботу и ласку.
Между ними царит особая, нежная атмосфера, словно они наедине со всем миром в этом вихре снега и ветра. Ванька называет ее «толстоморденькой», что смешно и нежно одновременно.
5.
Ванька напоминает Кате о ее прошлом, указывая на недавние раны на ее теле. Он вспоминает, как она ходила в роскошном кружевном белье и мучилась из-за связей с офицерами. Одного из них она даже убила, нанеся ему ножевое ранение. Ванька задает риторические вопросы, намекая на ее прошлое поведение, и предлагает ей совершить «грех» вместе с ним, утверждая, что это принесет облегчение для их душ.
6.
Когда их экипаж столкнулся с двенадцатью красноармейцами, обострившими ситуацию, Ваньке и его товарищу удалось уйти от них. К сожалению, Катька погибла, – ее убил Петруха.
7.
Петруха, один из двенадцати, скорбит за Катькой, которую он убил, вспоминая их совместные моменты. Его товарищи советуют ему перестать раскачивать свои чувства и вести себя более решительно. Петруха взбодряется и вместе с компанией направляется «развлекаться», намекая на грабежи и беспорядки.
8.
Красноармеец убивает «буржуя» из-за его высокомерия и молится за упокой души жертвы. Однако после убийства ему становится скучно, и он стремится продолжить серию убийств, горящий желанием использовать свой ножичек снова.
9.
На пустой улице стоит безмолвный буржуй, скрывая нос в вороте, рядом с ним беззащитный пес с опущенным хвостом. Старый мир как бездомная собака, следующая за ним, сжимая хвост.
10.
Во время снежной бури Петька молится перед золотым иконостасом, чем вызывает насмешки товарищей. Они считают его «бессознательным», указывая на его кровавые руки и предостерегая от опасности близких врагов революции.
11.
Двенадцать борцов идут вперед, готовые ко всему, ничего не жалея. Красный флаг развевается на ветру, предвестие пробуждения врага. Вьюга не отступает, но рабочий народ продолжает свой путь, несмотря на препятствия.
12.
Двенадцать революционеров идут, видя перед собой красный флаг и голодного пса за спиной. Попытки прогнать пса неудачны, он следует за ними несмотря ни на что. Революционеры угрожают выстрелами и командуют идущему с флагом не прятаться. Однако, вьюга заглушает выстрелы своим смехом. Все продолжают двигаться вперед, призываемые к действию.
Заключение
В своей поэме «Двенадцать» Александр Блок противопоставляет группу из двенадцати красногвардейцев персонажам, встречаемым на улицах города, олицетворяющим «старый мир». Революционеры с символическим красным флагом предстают как представители «нового мира», с которыми сталкивается «старый мир», в образе голодного пса. Образ Христа в поэме вызывает разные толкования и остается загадочным элементом.