Экспонат № – это трогательная история о потере обычной советской женщиной, чей сын не вернулся с фронта. Ежедневно мать перечитывает письма от сына, сохраняя связь с его прошлым, но этот памятник боли разрушается, когда пионеры, не спросив разрешения, уносят их для школьного музея. Произведение касается тем исторической памяти и несправедливости детского поступка, что добавляет глубины рассказу.
Содержание
Место и время действия
История развивается в 1941 и 1985 годах в Советском Союзе.
Главные герои
- Анна Федотовна – представляет собой женщину с сильным характером, полную любви и самоотверженности, которая в одиночку вырастила своего сына.
- Игорек – является единственным наследником Анны, спокойным и заботливым юношей.
Другие персонажи
- Владимир – бравый фронтовик и сосед Игорька, излучающий отвагу и решимость.
- Римма – супруга Володи, проявляющая мягкость и доброту в каждом своем жесте.
- Андрей и Валентина – дети Владимира с Риммой, воспитанные Анной с большой любовью.
- Таня – дочка Валентины, представляющая добрую девочку, которая с увлечением читала письма Анне.
- Пионеры –бесцеремонные ребята, оказавшиеся виновниками кражи писем у старой женщины.
Краткое содержание
В осенний период 1941 года Игорь Силантьев, получив повестку, готовится отправиться на фронт. Ветеран и сосед Володя, вернувшийся домой после ранения, дает советы по подготовке к походу и поведению на фронте. Игорька провожает его мама Анна и весь домашний коллектив. Из зоны боевых действий Игорек направляет письмо, описывая свои встречи с врагом, выражает беспокойство за мать и интересуется Риммой, девушкой из своего окружения. В письме он также выражает просьбу к матери разузнать у Риммы, не желает ли она отправить ему письмо.
Некоторое время спустя Анна получает новое известие из зоны боевых действий. Сержант пишет ей, делясь информацией о том, что ее сын погиб героически. Трое суток мать скорбит о своем сыне, после чего принимает известие о похоронах и прекращает плакать.
В течение всего военного периода Анна трудится на станции, сцепляя вагоны. Возвращаясь домой, она каждый день, перед тем как ложиться спать, внимательно читает строки, оставленные Игорем, в уме ведет с ним воображаемый диалог. По окончании войны Володя возвращается, а вскоре после этого вступает в брак с Риммой. Когда это информация доходит до Анны, она безосновательно говорит девушке о ее неверности, утверждая, что Игорек любил ее. Она оскорбляется, отказывается общаться с образовавшейся парой. Володя, стремясь к примирению, обещает, что их первенец получит имя погибшего друга.
Женщина, пережившая утрату сына, постепенно находит утешение и налаживает отношения с супругами. Она становится для их детей заменой ушедшей бабушке, несмотря на то, что имя ее сына так и не прозвучало в выборе имени первенца.
Со временем письмо портится, и Анна решает сделать его копию для чтения перед сном. Оригинал, воспринимаемый ею как ценнейший артефакт, она хранит внимательно в комоде. Когда коммунальное жилье распускают, Анна решает остаться в той самой квартире, где вырос Игорь. Часть помещения предоставляется Володе, его супруге и детям, а для Анны выделяют отдельную комнату.
Постепенно женщина сближается с молодыми соседями. Они осведомлены о том, что ежедневно, перед тем как лечь спать, бабушка занимается прочтение письма своего сына, и принимают это как естественную часть ее рутины. В доме ценится уважительное отношение к странностям Анны, и никто не поднимает шуток на этот счет. Однажды, пересматривая телевизионную военную хронику, Анна случайно видит там своего сына.
Под влиянием увиденного, с надеждой хотя бы еще раз увидеть Игорька, Анна целыми днями не отдаляется от телевизора. Это начинает негативно влиять на ее зрение, и врачи советуют ей использовать очки. Однако даже с очками прочитать письмо она уже не в состоянии. Теперь этим занимается подросшая Валентина.
Дети, воспитанные Риммой с Володей, взрослеют. Андрей выбирает профессию инженера-строителя, а Валентина поступает в медицинский институт. Она также делает уже третью копию письма и, несмотря на прошедшие годы, все еще читает его Анне. С течением времени Валентина, вновь оставшись незамужней, становится матерью дочери Танечки. Анна, совсем лишившись зрения, продолжает держать в комоде копию письма сына. В семидесятые годы погибает от последствий прошлых боевых ранений Владимир.
В честь того, что Анне исполнилось 80, Римма решает собрать в этот день всех соседей из коммуналки. Приглашаются те, кто в детстве пережил военные годы. Собравшись вместе, они вспоминают свое детство. Воспоминания об Игоре почти у всех размыты, но ради утешения юбилярши все стараются побольше сказать. Анна, потеряв зрение, несмотря на это, активно участвует в жизни своих близких. Она занимается готовкой наощупь, также моет тарелки. По вечерам письмо сына ей читает Таня – для Анны это последнее светлое событие в жизни.
Близится 40-летие Победы, и в школах начинают создавать музеи славы. Группа пионеров, которые узнали от Тани о военном письме, решает посетить Анну. Им нужно это письмо для экспоната музея. Хотя Анна соглашается показать письмо, отдавать его, разумеется, не желает, предлагая вместо этого забрать копию.
Пионеры серьезно уговаривают женщину, чтобы получить оригинал письма, и, получив отказ, решают похитить его. Старушка, поняв, что письма больше нет, утрачивает интерес к жизни и погибает. За активное участие ребятам выражают благодарность, но экспонат, добытый ими нечестным образом, не попадает в музей: письмо остаётся в отдалённом углу, погребенным в памяти.
Главная мысль
Идея данного повествования состоит в том, что память не допускает формализации. Необходимо проявлять человечность, а не оставаться безразличными и хладнокровными.
Экспонат №… Борис Васильев — видео
Так же читайте тут — Б.Васильев Биография.