Рассказ Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет», написан им в 1968 году. В нем описывается один из эпизодов его биографии, когда из-за болезни он не смог сфотографироваться вместе со всем классом и очень переживал из-за этого. Для него это было очень важно, поскольку иметь собственное фото в то время считалось очень ценно, деревенские фотографии служили своеобразной летописью того непростого времени, отражая его быт и историю. Война уносит жизни многих, запечатленных на этом фото , и от этого оно становится еще более ценным и нужным.
Содержание
Место и время действия
В рассказе описываются события довоенного времени, происходившие в небольшой деревушке, название которой не упоминается.
Главные герои
- Мальчик Витя, сирота, живущий вместе с бабушкой и дедушкой. Рано потерявший родителей, он часто проказничает и не слушается старших, но все равно остается добрым и отзывчивым ребенком.
Другие персонажи
- Саня — его лучший друг, тоже любитель озорничать и проказничать.
- Екатерина Петровна — бабушка Вити, посвятившая себя его воспитанию, строгая, но при этом справедливая. Очень заботящаяся о внуке, тем более, что он часто болеет.
- Евгений Николаевич — школьный учитель, добрый, пользующийся большой любовью и авторитетом среди деревенских детей.
Краткий пересказ
Глухой зимой в маленькую тихую деревенскую школу приходит неожиданная весть, взбудоражившая всех вокруг: из города приезжает настоящий фотограф, для того, чтобы сделать фотографию всего класса. Учитель и его жена начинают думать, где бы его получше расположить. При этом сами они живут очень бедно, в маленьком скромном домишке, во второй половине которого располагается контора и к тому же очень шумно.
Поэтому такую важную персону, как городской фотограф, у них оставлять было никак нельзя. И жители решили поселить гостя у всеми уважаемого на селе Ильи Ивановича, который был всем другом, кумом и главным советчиком по деревенским делам. Очень уж хотелось всем вокруг угодить фотографу, чтобы тот постарался и снимки получились удачными.
Дети очень переживают, начинают уже заранее обсуждать, кто именно и где будет стоять, что каждый из них наденет для такого важного и ответственного случая. Особенно ребят волновало, в каком именно ряду будут они стоять.
К огорчению Вити и Сани, было принято решение расположить самых прилежных учеников впереди, серядняков- посередине, а тех, кто не отличается особым прилежанием поставить и вовсе назад. Обозлившись, Витя с Санькой пошли на вал, кататься с обрыва. Вернулись домой поздно и все в снегу.
Расплата за такое безрассудство быстро настигла Витьку: у него сильно начали болеть ноги, тем более, что по наследству он страдал ревматизмом. Расстроенная бабушка сначала сильно отругала его, а после принялась усиленно лечить, натерла спиртом, да пропарила в бане. Но болезнь не отпускала, сильно болели ноги, причем так, что мальчик не мог встать на них.
Досталось от бабушки и Саньке, который пришел за другом, чтобы вместе идти фотографироваться. Витька тем временем пытался собраться в школу, но у него ничего не получалось: ноги не слушались и подкашивались. Расстроенный от своей беспомощности, он кричал, что пойдет в школу все равно, но никак не мог подняться.
Увидев страдания друга, Санька принял мужественное для себя решение: он не пойдет тоже, в знак солидарности. И пообещал другу, что как только тот выздоровеет, они вдвоем обязательно поедут в город и сделают самые лучшие фотографии, которые только могут быть.
Витя еще неделю не ходил в школу, находясь под присмотром бабушки, которая усиленно лечила его и баловала. Ему было дома очень скучно и единственным развлечением было смотреть в окно, да любоваться цветами на нем.
Вскоре в доме появляется гость- школьный учитель, принесший с собой фотографию. На ней были все ученики, кроме Вити и Сани. Мальчик внимательно рассматривает фотографии сверстников и переживает, что отсутствовал в такой важный жизненный момент. Еще ему очень обидно, что из-за него на снимке нет и его лучшего друга, не пожелавшего фотографироваться без него.
Учитель, как может, успокаивает его, но мальчишка еле сдерживает слезы: он так мечтал быть на этом снимке. В окружении учеников на фото и сам учитель, с немного грустной, но очень доброй улыбкой. Рядом с ним его жена, такая же милая и приятная.
Больше про школьную жизнь между собой они не говорят, пьют чай, да общаются на повседневные темы. Бабушка потом очень гордилась, что к ней в дом сам учитель приходил , рассказывала об этом всем своим знакомым.
Учителя в деревне пользовались большим почетом и уважением. Местные жители всячески старались им потихоньку помогать: то дров подбросят, то молока или сметанки оставят, то ягод всевозможных на стол положат. И те непременно отвечали благодарностью: обустраивали школу, привозили учебники, тетрадки, карандаши, ставили театральные постановки, учили танцам и разным играм.
Прошли годы, но дети не забыли своего учителя, слишком много он сделал для них, всегда был готов прийти на помощь, подсказать словом, хоть немного, но облегчить их жизнь. И хоть фамилию они его все позабыли, но гордое звание «учитель» так и осталось в школьной памяти ребят.
Автор бережно сохранил ту самую школьную фотографию, несмотря на то, что она вся пожелтела и обломилась по углам, но лица учеников все равно можно было рассмотреть. Многие из них не вернулись с войны, навсегда оставшись в памяти такими же юными и беззаботными, как на стареньком фото.
Основная идея
В своем небольшом рассказе автор затрагивает важные темы дружбы, благородства, взаимопомощи, верности. Эти понятия ценны во все времена, поскольку являются одними из самых важных в жизни любого человека. Простые жители сибирской деревушки , описанные в книге, наглядно подтверждают это своими характерами и поступками. Живя скромно, но честно и с достоинством, они показывают нам, как важно во все времена оставаться прежде всего людьми.
Так же читайте тут — Астафьев В. Биография
Так же читайте тут — Астафьев В. Краткий пересказ «Конь с розовой гривой»
Так же читайте тут — Астафьев В. Краткий пересказ «Царь – рыба»