В повести “Иуда Искариот”, впервые опубликованной Леонидом Николаевичем Андреевым в 1907 году, автор рассматривает чрезвычайно важные для каждого человека вопросы, связанные с порядочностью, верностью, изменой и нарушением своих обязательств. Произведение создано на основании сюжета из Евангелия, посвященного предательству Иисуса Христа одним из его учеников. Однако писатель старается разобраться в мотивах действий Иуды и доказать, что совершить печально известный поступок апостола вынудила именно его любовь к учителю.
Содержание
Место и время действия
События разворачиваются на территории Римской империи, в Назарете, в начале 1-го столетия нашей эры.
Главные герои
- Родившийся в Кариоте Иуда обладает непривлекательной внешностью и вызывает неприязнь у товарищей, учеников Иисуса Христа. Окружающие считают его бесчестным интриганом и обманщиком, вполне способным присваивать чужие вещи и денежные средства.
- Иисус Христос или Назорей странствует по миру в сопровождении апостолов, читая проповеди.
- Иоанн, Фома, Петр и другие соратники Христа нередко позволяют себе проявлять негативные эмоции, такие, как возмущение, ярость, ненависть, ощущение обиды.
Другие персонажи
- К первосвященнику Анне Иуда обращается с предложением об осуждении Иисуса.
- Зять Анны Каиафа входит в состав Синедриона, высшего судебного и религиозного учреждения Древней Иудеи.
Краткое содержание
Глава I
Ученики регулярно предупреждают своего духовного лидера Иисуса Христа о непорядочности своего товарища Иуды, утверждая, что этому человеку ни в коем случае не следует верить. Апостолы сообщают проповеднику, что мужчина постоянно старается ухудшить отношения в их сообществе и настраивает последователей Иисуса друг против друга.
Однако ни один из учеников Христа не помнит, когда именно среди них появился Иуда, обитавший в прошлом в городе под названием Кариот. Но теперь этот представитель сильного пола, как и его товарищи, считает себя преданным соратником проповедника и не намеревается покидать Иисуса.
Глава II
Апостолы постепенно привыкают к Иуде, прозванному Искариотом из-за его родины, и он начинает выполнять в сообществе обязанности казначея, занимаясь в то же время и другими хозяйственными делами. Именно этот апостол приобретает для товарищей провизию и одежду, на него также возложена ответственность и за раздачу милостыни нищим.
Однако уже сложившаяся негативная репутация повсеместно сопровождает Иуду и вредит прочим ученикам проповедника. Однажды из-за этого человека крестьяне обвиняют Христа и его апостолов в краже козленка. Наступает момент, когда сельские жители намереваются побить Иисуса и его учеников камнями. Но Иуда, встав перед толпой разъяренных людей, утверждает, что Христос вовсе не одержим дьявольскими силами, а является обыкновенным мошенником, как и он сам. По словам Иуды, Иисус читает свои проповеди ради материального обогащения. Люди отказываются от первоначального намерения, считая, что бесчестные странники недостойны гибели от руки порядочных тружеников.
Но Христос и его соратники воспринимают поступок Иуды крайне негативно. Учитель, покидая село, охвачен неподдельным гневом, а апостолы откровенно проклинают Искариота. Мужчине кажется, что его товарищи не отличаются умом, поскольку не оценили действий Иуды, благодаря которым они избежали безжалостной расправы.
Глава III
Однажды соратники Христа, желая развлечься, устраивают состязание в физической силе. Мужчины бросают камни вниз со скалы, стремясь определить, кто из них способен поднять наиболее крупный и тяжелый предмет. Самый масштабный камень отрывает от земли Искариот, полагая, что после такого действия все оценят его по достоинству и будут считать лучшим из апостолов Иисуса.
Но Петр вовсе не желает, чтобы Иуда победил в соревновании. Ученик проповедника молится о том, чтобы Искариота постигла неудача. Однако Христос, услышав слова Петра, с грустью замечает, что Иуде никак не приходится надеяться на чью-либо помощь.
Глава IV
Иисусу неоднократно доводится становиться на защиту Искариота. Однажды товарищи выясняют, что Иуда, которому было доверено хранение ящика с деньгами, присвоил несколько монет. Возмущенные апостолы приводят недобросовестного казначея к учителю и с негодованием рассказывают о краже.
Но проповедник отвечает, что никто не обладает правом считать, какую именно сумму похитил Искариот, поскольку Иуда является таким же братом для соратников, как и другие ученики. Иисус подчеркивает, что подобные высказывания апостолов являются крайне обидными и унизительными для Искариота. После слов Христа настроение Иуды значительно улучшается. Мужчину радует в первую очередь тот факт, что учитель выделил его среди прочих последователей.
Глава V
Ожидается наступление Пасхи, и жизненный путь Иисуса приближается к завершению. Искариот посещает первосвященника Анну, рекомендуя осудить проповедника из Назарета. Однако верховному жрецу прекрасно известна сомнительная репутация Иуды, и глава священнослужителей не желает прислушиваться к советам этого человека.
Соответствующая ситуация продолжается на протяжении нескольких дней. Искариот не намеревается сдаваться, и Анна, не скрывая глубокого презрения к ученику Иисуса, предлагает финансовое вознаграждение за жизнь проповедника в размере 30 сребренников.
Иуда чрезвычайно возмущен столь незначительной компенсацией. Однако Анна резко сообщает, что в таком случае вообще не будет выплачено никакого гонорара. В итоге Искариот все же соглашается на предложение первосвященника, решив, что среди апостолов или обитателей Иерусалима обязательно найдется человек, который оценит существование Христа в еще более скромную сумму.
Иуда прячет полученное вознаграждение за пределами города и старается окружить учителя заботой и вниманием. Апостол даже беседует о привычках Иисуса с приближенными к проповеднику представительницами прекрасного пола, хотя ранее ученик Христа не скрывал недоброжелательного отношения к дамам и всегда пытался им навредить.
Глава VI
Искариот усиленно стремится найти способ избежать неминуемых последствий его предательства. Перед путешествием Назорея в Иерусалим мужчина постоянно напоминает Христу о ненависти к нему и его учению со стороны обитателей Иудеи. Апостол даже находит два острых меча, чтобы проповедник и его сторонники могли защититься от вражеского нападения.
Постоянные предупреждения Иуды о предстоящем сражении приводят к конфликтам с другими последователями Иисуса. Искариот высказывает свое недовольство товарищами женщинам, чаще всего он общается с раскаявшейся грешницей Марией Магдалиной, снова горячо полюбившей жизнь.
Глава VII
В ночные часы Иисус и его сторонники поднимаются на Елеонскую гору, проповедника преследует пугающее предчувствие. Христос просит последователей взять оружие, и апостолы берут с собой два доставленных Искариотом меча. Прибыв в Гефсиманский сад, Назорей просит учеников не погружаться в сон, однако мужчины все же засыпают.
Вскоре Христос объявляет, что наступил момент, когда его захватывают грешники. Появляются воины и люди, которые служат в храме. Иуда тихо предупреждает, что он укажет на проповедника с помощью поцелуя. Искариот касается щеки Христа, испытывая в эту минуту невероятную тоску, и вооруженные стражники берут проповедника в плен. Апостолы поспешно разбегаются прочь, только Петр пытается прибегнуть к ножу, но учитель приказывает ему расстаться с оружием.
Петр следует за арестованным Иисусом и попадает на территорию первосвященника. Соратник Христа трижды отрекается от учителя и исчезает, а солдаты подвергают Назорея издевательствам и безжалостным пыткам. Иуда с отчаянием наблюдает за происходящим через небольшое окошко, имеющееся в караульном помещении.
Глава VIII
Первосвященник Каиафа проводит несколько допросов Иисуса. Иуда не перестает следить за мучениями учителя, надеясь, что обыкновенные люди выступят в защиту проповедника. Однако никто не пытается спасти Христа.
Искариот предлагает апостолам совместно потребовать освобождения Божьего Сына. Но Фома сообщает, что он верит в справедливость суда. Когда перед народом предстает окровавленный проповедник в терновом венце, прокуратор Понтий Пилат объявляет собравшимся о невиновности Христа. Но люди начинают настаивать на казни Иисуса.
Пилат умывает руки в присутствии множества людей, стремясь продемонстрировать свою невиновность в смерти проповедника. Палачи прибивают Иисуса к деревянному кресту, мучительная казнь продолжается в течение длительного времени. Иуда, находясь среди толпы, продолжает надеяться, что народ осознает свою ошибку и все же не допустит гибели его учителя. Но в определенный момент апостол понимает, что Христос уже расстался с жизнью.
Глава IX
На следующий день Искариот объявляет членам Синедриона, что он продал им невиновного человека. Мужчина бросает в лицо первосвященникам полученные 30 сребренников и отправляется к ученикам Иисуса. Однако апостолы называют мужчину предателем, а Иуда упрекает их в трусости и неумении защитить своего лидера. Последователи Христа утверждают, что противники значительно превосходят их в силе, и сторонники Иисуса никак не смогли бы одержать победу в сражении.
Искариот отправляется на гору, расположенную над Иерусалимом. В дороге он горячо просит учителя спуститься вместе с ним на землю, а по завершении подъема лишает себя жизни путем повешения на сухом дереве. Иуда оказывается единственным из учеников Христа, до самого конца последовавшим за учителем. На следующее утро люди выбрасывают тело мужчины в овраг, и отныне Иуду повсеместно называют алчным предателем.
Главная мысль
В своем произведении Леонид Андреев пытается иначе взглянуть на Иуду, имя которого уже на протяжении тысячелетий является символом корыстолюбия, беспринципности, предательства. Однако автор старается понять причины совершенного им поступка, предполагая, что именно этот апостол был наиболее преданным учеником Христа, сохраняя верность учителю даже тогда, когда остальные сторонники отказались от Иисуса.
Философские и морально-нравственные проблемы, рассматриваемые в соответствующей повести, актуальны и сейчас. Любой человек рано или поздно оказывается в ситуации мучительного выбора, и людям необходимо уметь принимать верные решения, чтобы не допустить непоправимой ошибки.
Так же читайте тут — Андреев Л. Краткое содержание «Ангелочек»
Так же читайте тут — Андреев Л. Краткое содержание «Кусака»