Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война”, созданная автором в 1972 году, оказалась представленной читателям только в 80-е годы 20-го века из-за ограничений, налагаемых цензурой. Сюжет произведения основывается на воспоминаниях писателя о периоде ранней юности. Персонажами истории становятся обыкновенные советские старшеклассники, переживающие первую влюбленность, разочарования, предательство и старающиеся даже в самых сложных обстоятельствах поступать достойно, сохраняя в себе порядочность, смелость, умение быть настоящими друзьями.
Содержание
Место и время действия
События развиваются на территории СССР в 1940 году, незадолго до начала Великой Отечественной войны.
Главные герои
- Староста класса Искра Полякова отличается твердым характером и решительностью, девушка горячо и искренне верит в идеалы социализма.
- Дочка главного инженера авиационного завода Виктория Люберецкая рано взрослеет и умеет глубоко и тонко чувствовать.
- Валентина Андроновна, прозванная учениками Валендрой, занимает должность классного руководителя 9 “Б”. Подростки относятся к учительнице с неприязнью из-за ее чрезмерной требовательности и жесткости.
- Директор школы Николай Григорьевич Ромахин является порядочным и честным человеком, он всегда стремится проанализировать действия ребят и принять справедливое решение в любой ситуации.
Другие персонажи
- Мама Искры, товарищ Полякова, относится к числу бывших комиссаров и подлинных фанатиков революционных идей. Женщина не признает никаких компромиссов и воспитывает наследницу весьма сурово.
- Приятельница Искры, Зина Коваленко, крайне легкомысленна, однако девушка обладает добрым и неравнодушным к людям сердцем, мечтая в первую очередь о создании семьи.
- Александр Стамескин в прошлом учился не лучшим образом и позволял себе совершать хулиганские выходки, однако Искре удается оказать на юношу положительное воздействие и изменить парня в лучшую сторону.
- Валька Александров, именуемый товарищами Эдисоном, отличается живым умом и склонностью к изобретательству.
- Трудолюбивый и волевой Артем Шефер уже сформировал для себя основные жизненные ценности.
- Павел Остапчук увлекается спортом, приятелям известны его порядочность и упорство.
- Застенчивая и скромная Елена Бокова стремится к актерской карьере.
- Жора Ландыс давно собирает коллекцию марок, доброжелательный и общительный юноша охотно проводит время в кругу друзей.
Краткое содержание
Пролог
Автор сообщает, что у него остался только один фотоснимок и светлые воспоминания о периоде обучения в школе. На фотографии представлены все одноклассники писателя, и создатель повести приступает к рассказу о совсем юных товарищах, уже в 16-летнем возрасте столкнувшихся с серьезными испытаниями.
Глава первая
Искра Полякова приходит утром к Зине Коваленко и сообщает, что Саше Стамескину пришлось распрощаться со школой. Обучение становится платным, а юношу воспитывает одинокая мама, которая не в состоянии вносить денежные средства за его пребывание за партой.
Искра крайне расстроена и возмущена сложившейся ситуацией. Девушку растит чрезвычайно принципиальная и жесткая родительница, бывший комиссар. Товарищи всегда прислушиваются к мнению Искры, и Полякова помнит, что она не имеет права допустить ошибку или проявить слабость. Лидер класса стремится помочь Александру, которого она считает весьма способным парнем. Зиночка рекомендует трудоустроить Стамескина на авиационный завод, в таком случае Саша сможет и работать, и посещать вечернюю школу.
Приятельницы принимают решение обратиться за содействием к однокласснице Виктории Люберецкой, дочери главного инженера соответствующего предприятия. Вика также не остается равнодушной к ситуации Александра, и благодаря ей паренек действительно становится заводским рабочим.
Глава вторая
Артем Шефер является добросовестным учеником, но ему нелегко выражать свои мысли. Юноша не любит гуманитарные предметы из-за наличия у него проблемы с речью. К тому же старшекласснику становится еще тяжелее говорить в присутствии Зины, которая небезразлична Артему, хотя он и всячески скрывает симпатию к девушке.
В течение летних каникул Шефер усиленно трудится, чтобы получить возможность достойно отпраздновать 16-й день рождения. Он действительно организует для друзей веселую вечеринку, подростки с удовольствием танцуют, устраивают шарады, читают различные стихи. Из уст Вики звучат стихотворения Есенина, которые производят огромное впечатление на Искру. По окончании празднества Люберецкая дает Поляковой прочесть сборник произведений поэта, которого староста класса ранее считала “упадническим”.
Глава третья
Девятиклассники учатся в недавно построенной школе. На протяжении некоторого времени руководство учебным заведением осуществляла суровая Валентина Андроновна или Валендра, как ее между собой обычно называют ученики. Женщина неукоснительно придерживается существующих инструкций и правил, но недавно назначенный на пост директора Николай Григорьевич Ромахин ведет себя иначе.
Мужчина немедленно меняет прежние порядки и распоряжается установить зеркала в уборных для девочек. Ребята испытывают к Николаю Григорьевичу искреннее уважение и доверие. В то же время подростки ощущают глубокую антипатию и презрение к Валентине Андроновне, являющейся теперь классным руководителем 9 “Б”.
Зинаида легкомысленно проговаривается Валендре о том, что на празднике у Артема Шефера читались стихи Есенина, творчество которого в те времена считалось не соответствующим советской идеологии. Искра, узнав об этой беседе, сердится на подругу и торопится к Люберецким, чтобы предупредить Викторию об угрожающих ей неприятностях.
Глава четвертая
Романтичная Зина намеревается выбрать для себя новый объект влюбленности из трех подходящих кандидатов. Девушка пишет три одинаковых послания, однако все же не решается отправить их адресатам. Одно из писем обнаруживает Валентина Андроновна и отдает Ромахину, но директор сразу же сжигает лист, полагая, что никто не вправе читать и обсуждать чужую переписку.
В то же время отношения Стамескина и Поляковой постепенно выходят за рамки обыкновенной дружбы. Искре кажется, что и для нее уже наступила пора начать личную жизнь.
Глава пятая
Зинаида отправляется на свидание с привлекательным десятиклассником Юрием. После просмотра фильма в кинотеатре молодые люди собираются провести некоторое время вдвоем, и девушка вспоминает о скамейке, расположенной в кустах поблизости от дома Люберецких.
Неожиданно Зина и Юра видят черный автомобиль, оказавшийся у подъезда, где проживают Вика и ее папа. Вскоре старший Люберецкий выходит на улицу в сопровождении троих мужчин, и школьники понимают, что инженер арестован.
Зиночка бежит к Искре и рассказывает приятельнице о случившемся. Товарищ Полякова, узнав о происшедшем, сразу же обращается с письмом в Центральный комитет, желая защитить отца Вики.
Глава шестая
Искра и Зинаида решают не сообщать одноклассникам и педагогам об аресте Люберецкого. Но девушки быстро понимают, что окружающим уже известно о случившемся. Зина вынуждена признаться товарищам, что такую информацию мог распространить только Юрий, и подростки намереваются обязательно наказать десятиклассника.
Между Артемом Шефером и Юрой случается потасовка в котельной. Затем друзья торопятся к Вике, стремясь оказать приятельнице моральную поддержку.
Искра слышит от Стамескина, что Люберецкий на самом деле является врагом народа, продавшим нацистам чертежи будущего советского самолета за солидное денежное вознаграждение. Полякова не желает верить подобным высказываниям и ссорится с Сашей.
Вскоре Искра и Артем оказываются в кабинете директора. Валентина Андроновна утверждает, что Шефер наносил удары Юрию по политическим мотивам. Валендра также настаивает, чтобы Полякова срочно организовала комсомольское собрание, поскольку Викторию Люберецкую необходимо немедленно исключить из соответствующей организации.
Глава седьмая
Вика приглашает товарищей на свою дачу, предлагая проводить осень. Однако дом оказывается опечатанным, и подростки проводят время у реки. Ребята с удовольствием пекут картошку и танцуют у костра. Виктория позволяет давно неравнодушному к ней Жоре Ландысу поцеловать себя.
На следующий день проводится собрание комсомольцев, и Валендра ожидает, что Люберецкая публично откажется от отца. Однако Вика не является в класс. Валентина Андроновна отправляет за Викторией Коваленко. Потрясенная Зина, вернувшись, сообщает, что Люберецкая находится в морге.
Глава восьмая
Следственные действия в связи со смертью Вики продолжаются совсем недолго. Старшеклассница оставила записку о том, что ее самоубийство является сознательным и совершенным по собственной воле шагом, после чего приняла огромное количество снотворных таблеток.
Случившееся оказывает огромное влияние на Искру, девушка в течение некоторого времени словно не замечает никого из окружающих. Старшая Полякова полагает, что Виктория проявила слабоволие, лишив себя жизни, и категорически запрещает дочери устраивать на кладбище панихиду в ходе предстоящих похорон.
Родители Коваленко и Шефера полностью берут на себя организацию прощального мероприятия, однако им не удается найти свободную машину. Ромахин под личную ответственность объявляет о прекращении школьных занятий на один день и вместе с учениками старших классов транспортирует гроб Люберецкой к месту последнего упокоения.
Директор школы, стоя у могилы, напоминает подопечным, что человека может убить не только пуля, но и жестокие слова, бесчестные поступки, равнодушие и трусость других людей. Искра, невзирая на предупреждение родительницы, читает над умершей подругой строки Есенина.
Глава девятая
После похорон Поляковой доставляют посылку от Виктории с книгами стихов и последним письмом Люберецкой. Вика объясняет причину своего самоубийства тем, что она по-прежнему верит в честность отца и не может его предать.
С течением времени девятиклассники возвращаются к привычной жизни, но однажды выясняется, что старший Люберецкий вернулся домой, поскольку с него были полностью сняты обвинения. Товарищи Виктории решают навестить мужчину, чтобы рассказать ему о последних днях его покойной дочки.
Первоначально отец Вики не вступает в разговор с ребятами, но затем со вздохом замечает, что год оказался чрезвычайно тяжелым. Зинаида высказывает мнение, что 1940-й год являлся високосным и именно по этой причине принес столько горя. Девушка считает, что страдания должны завершиться вместе с неблагополучным годом. Никто из друзей еще не подозревает, что в следующем, 1941- м году, начнется масштабная война, унесшая миллионы жизней и наложившая трагический отпечаток на множество судеб.
Эпилог
По прошествии нескольких десятков лет автор рассказывает о том, что произошло с его одноклассниками. Талантливый Валентин Александров трудится обыкновенным часовым мастером. Павел Остапчук, лишившись на фронте ноги, был вынужден отказаться от занятий спортом и не вернулся к своей возлюбленной Лене, полагая, что женщина не пожелает создать семью с инвалидом. Александр Стамескин сумел занять должность директора крупного авиационного предприятия.
Летчик Жора Ландыс героически погиб в бою. Артем Шефер взорвал мост вместе с собой, чтобы воспрепятствовать продвижению врагов. Искра Полякова и ее мама, принимавшие активное участие в деятельности местного подполья, были повешены фашистами.
Главная мысль
Повесть посвящается сложному и противоречивому периоду взросления, являющемуся неминуемым этапом в судьбе каждого человека. Юные герои произведения расстаются с детством, переживают первые потери, сталкиваются с несправедливостью и разочарованиями, учатся любить. Ребята задают себе непростые вопросы о смысле жизни, настоящей дружбе, подлинном счастье. Старшеклассники также пытаются осознать, верны ли их основные убеждения. История не утрачивает актуальности и сейчас, подростки и юноши во все времена стремятся лучше понять окружающий мир и самих себя.