В рассказе автором поднята извечная глобальная проблема – отношения представителей разных поколений, у которых отсутствует взаимопонимание. Шукшин обозначил жанр, в котором написано произведение, как «рассказ-характер» о слабых сторонах персонажей.
Содержание
Место и время действия
1963 год. Советский Союз. Небольшой неназванный город или село.
Главные герои
- Новоскольцев Тимофей Макарович. Этого глухого старика-пенсионера можно назвать грубоватым, резким и нервным, но честным и справедливым человеком.
- Петька. Тринадцатилетний подросток с любовью и заботой относится к своему деду Тимофею Макаровичу. Основными чертами характера мальчика являются упрямство и самостоятельность.
Другие персонажи
- Отец и мать Пети. Родителям мальчика кажется, что они имеют дело с сумасшедшим дедом. Этим можно объяснить их снисходительное, а иногда неуважительное отношение к старику.
- Московская родня. Тетю Петьки по маме и ее мужа автор описывает, как образованных горожан. Интеллигентные люди часто поучают окружающих.
Краткое содержание
У Петьки есть дед Тимофей Макарович, который дружит с внуком. Родственники объединены одной страстью – они любят смотреть фильмы. Из-за великой любви к кинематографу пенсия деда наполовину уходит на покупку билетов на сеансы в кинотеатр. Старик с удовольствием тратил деньги на просмотр фильмов. Сын Тимофея Макаровича забрал отца к себе. Он не был против совместных походов деда и внука в кинотеатр, считая их увлечение полезным.
Глухой дед обычно покупал дешевые билеты в первый ряд, где была лучшей слышимость. Он всерьез воспринимал происходящие в фильмах события и высказывал о них свое мнение. Тимофей Макарович был восприимчив к фальши и всегда озвучивал свои категорические суждения. В особенности старик любил критиковать «деревенские» фильмы. Дед уносился в воспоминаниях во времена своей молодости, когда он жил в деревне, но, смотря на внука, Тимофей Макарович возвращался в реальность и рассуждал о переменах в мире, хотя считал, что в жизни простых людей ничего особо не изменилось.
Старик занимался обсуждением фильмов с внуком. Когда же рядом находились взрослые, он не участвовал в их спорах по довольно серьезной причине.
Как-то дед сходил с внуком в кино и вернулся домой в подавленном настроении. Родственники посмотрели откровенно плохую кинокомедию. В это время у них дома по ТВ шел какой-то деревенский фильм. В гости к Петькиным родителям приехали его тетка и ее муж.
Мальчик пошел делать домашнее задание, а Тимофей Макарович смотрел с родственниками телевизор. Его возмутило увиденное. Муж Петиной тетки не мог понять, что не понравилось старику. Пенсионер сказал, что плотники в фильме показаны не натурально. Тимофей Макарович работал по этой профессии и заметил, что актеру не удается орудовать топором, как это умеют делать настоящие плотники.
От московских родственников последовало снисходительное замечание в адрес деда, которое его раззадорило. Старик пошел к внуку, продолжая возмущаться.
С деньгами обиженный пенсионер покинул дом сына. Прошло около часа. Он вернулся крепко выпившим и продолжал возмущаться в комнате Петьки. Мальчик пытался утихомирить деда, но тот никак не хотел засыпать. Старик зашел в гостиную. В его руке был сапог, который он бросил в сторону телевизора.
Выпивший пенсионер кричал и дебоширил. Московские родственники сильно испугались. Тетка Пети вышла и вернулась с участковым милиционером, который проводил разбушевавшегося старика до вытрезвителя.
Мальчик не мог понять, что же произошло с его дедом. Когда Тимофея Макаровича уводили, ребенок начал сильно плакать и бросился на защиту дедушки. Мама и тетка успокаивали Петьку, но он продолжал плакать. Ему было жалко старенького родственника.
Главная мысль
Автор рассказа неоднократно писал об «отцах и детях», отношениях между разными поколениями, изменениях в мировоззрении человека, который уехал из родного края и начал забывать о своих корнях. Он считал, что старших нужно уважать.
В «Критиках» сталкиваются городское высокомерие и деревенская простота. Снобизм городских гостей по отношению к дедушке-«кинокритику» является неоправданным. Пенсионер обиделся на насмехающихся над ним родственников, которые ни разу в жизни не брали в руки топор.
В кульминации «Критиков» дед конфликтует с супругом тетки, который для него – «городской человек», желающий похвалиться своим интеллектуальным превосходством над пенсионером. Он усмехается и ехидничает, считая, что деревенщина все вытерпит.
Василий Макарович Шукшин в своих произведениях говорил о том, что нужно любить ближнего, терпеть, прощать и уважать старших. Его рассказ называется «Критики» неспроста. Во время обсуждения других людей мы не думаем, какими мотивами они руководствовались, совершая те или иные поступки. Шукшин будто задает вопрос: кто эти критики?