Василий Шукшин работал над рассказом о серьезных социальных и нравственных проблемах живущих в сельской местности невежественных людей в 1970 году. Автор называл свое произведение «рассказом-анекдотом» и «рассказом-характером». В нем идет речь о том, как работающий на пилораме простой колхозник и интеллигентный ученый-филолог затеяли «философский диспут».
Содержание
Место и время действия
Вторая половина 20-го столетия. Российская деревушка Новая.
Главные герои
- Капустин Глеб. Этого деревенского жителя можно назвать завистливым, ехидным и неглубоким человеком.
- Журавлев Константин Иванович. Воспитанному, образованному, умному кандидату филологических наук приходится иметь дело с невеждой.
Другие персонажи
- Журавлева Валентина. Жена ученого. Женщина с кандидатской степенью.
- Агафья – мама образованного главного героя рассказа.
- Мужики. Журавлев вынужден общаться с малограмотными односельчанами.
Краткое содержание
У научного работника Константина Ивановича Журавлева есть жена и дочь. Его мама живет в небольшой деревушке Новой, куда он отправился, чтобы ее проведать. Некогда сельский житель теперь стал типичным горожанином. Константин Иванович решил привезти свою семью в родную деревню, чтобы на время забыть о городской суете.
Вечером все село знало, что старуха Агафья Журавлева принимает у себя дорогого гостя – «богатого, ученого» сына, который приехал к матери с подарками – «электрическим самоваром, цветастым халатом и деревянными ложками».
Деревенские жители закончили работу и отправились к Глебу Капустину – 40-летнему начитанному, ехидному мужику. Многие уроженцы деревушки Новой стали «знатными людьми». Достаточно вспомнить о двух летчиках, журналисте, враче и полковнике.
В деревне существовал обычай, согласно которому после приезда такого человека к нему в дом приходили односельчане, а успешный земляк развлекал их историями из своей жизни. Капустину удавалось осадить приезжую знаменитость, которая нередко оказывалась в неловком и даже унизительном положении.
Глеб вместе с товарищами направлялся к Агафье. По пути ему рассказали, что ученый приехал в деревню со своей женой Валентиной, которая тоже «кандидат», но какую науку они изучают, никто не знал.
Журавлев был рад гостям и пригласил их к столу. Они услышали от Константина Ивановича рассказ о его детстве и школьных годах. К разговору подключились давнишние приятели кандидата. Капустин родился в соседнем селе. В этих беседах он не участвовал, а готовился напасть на Журавлева.
Глеб узнал, что Константин Иванович преподает на филологическом факультете. Он решил задать кандидату несколько философских вопросов, например, что первично, дух или материя, как объяснить понятие «невесомость». Капустин читал газеты и журналы, из которых набрался таких мудреных слов. Что они значат, Глеб не понимал, но делал вид, что разбирается в них.
Супруги Журавлевы искренне рассмеялись, когда услышали от Капустина вопрос о том, как они относятся к северному шаманизму. Кроме того, Глеб утверждал, что Луну создал «разум». Супруги растерялись. Они не знали, что ответить Капустину на такие абсурдные вопросы. Но воспитанные люди не стали открыто называть Глеба безграмотным человеком.
Журавлев пытался вести себя доброжелательно, но провокатору хотелось доказать односельчанам, что он разбирается в философии лучше кандидатов, которые не могут ответить на его «серьезные» вопросы.
Очередная глупость Капустина привела к тому, что Константин Иванович переглянулся с супругой. Глеба понесло. Он набрался смелости для нанесения сокрушительного удара.
Капустин обвинил Журавлевых в том, что супруги не знают, о чем пишут в советских газетах. Глеб заявил, что «кандидатство» нельзя сравнивать с костюмом, «который купил раз и навсегда». Капустин говорил, что Журавлевы должны спуститься на землю, тогда их падение будет не таким болезненным.
Валентина спросила Глеба, почему он называет ее и мужа нескромными людьми. Но мужчина не ответил ей прямо. Капустин признался, что ему нравится «по носу щелкнуть», чтобы гости не задирались «выше ватерлинии», а потом ушел. Мужикам понравилось, как он «срезал» кандидатов. Они восхищались Капустиным, но не любили его, так как он был злым и жестоким человеком.
Утром следующего дня Глеб на работе поинтересовался у односельчан: «Как там кандидат?». Капустину требовалось доказательство того, что он безоговорочно унизил «выскочку», чтобы подтвердить собственную значимость.
Главная мысль
Коллеги-литераторы критиковали Шукшина за это произведение. Предметом их спора стал Глеб Капустин. Одни называли этого героя свежим социальным явлением, уникальным для семидесятых годов прошлого века. Его причислили к болтунам-паразитам, которым нужен «информационный взрыв». По мнению других критиков, Капустин и остальные селяне пострадали от «чванливых» городских жителей, а деревенский «умник» становится в позу, чтобы доказать свою значимость. На его примере Шукшин якобы описывает современное ницшеанство. Капустин – носитель «рабской морали», но он этим гордится. Глеба сравнивали с шаржевым Степаном Разиным. Его поведение является отражением возникшей и ширящей пропасти, отделяющей город от деревни.
Другие критики считали, что в рассказе Шукшина высмеяны невежественные люди, которые не принимают чужой успех, так как сильно ему завидуют, поэтому у них возникает желание «опустить» умных и образованных людей.
После прочтения этого короткого произведения можно сделать вывод, что жестокость и словесные баталии не помогают человеку стать лучше, возвыситься над обычными людьми. Из-за зависти происходит разрушение отношений. Чужие успехи должны радовать людей, а похвала является нормальной реакцией на это. Тогда можно говорить о процветании мира и любви. Интеллигентный человек не должен брать пример с невежды и пустослова, которого ему не нужно оскорблять. Поступки, а не слова, доказывают, прав человек или нет.