В рассказе «Кавказский пленник» Саша Чёрный рассказывает о двух сестрах, которые ознакомились с одноимённой работой Льва Николаевича Толстого. Эта добрая и поучительная история показывает, как дети решили интерпретировать печальную историю о пленниках-офицерах по-своему, вставив в неё элементы игры и фантазии.
Главные герои
- Валя — старшая сестра, обладающая умом, добротой и жизнерадостным нравом.
- Катя — младшая сестра, которая отличается богатым воображением и умением придумывать интересные истории.
- Мишка — дружелюбный и добрый мальчик, с которым всегда весело играть.
- Тузик — бездомная собака, живущая на улице, которая радует детей своим присутствием.
Краткий пересказ
Весенний день в саду оказался невероятно весёлым: черемуха цвела, пионы показывались на клумбах, а птицы щебетали. Воробьи дрались, словно школьники, а собаки резвились, бегая туда-сюда. Всё вокруг наполняло радостью, только двум сестрам. Вале и Катюше, было грустно. У старшей Вали блестела слезинка на щеке, а младшая Катюша сердито смотрела на скворца, как будто тот причинил ей какую-то обиду.
Девочки только что прочитали «Кавказского пленника» Льва Толстого и очень разволновались. Их родители были заняты: мама ушла за покупками, а отец работал в банке. Кухарка не знала о повести, а няня куда-то уехала. Девочкам не с кем было обсудить, действительно ли на Кавказе так жестоко обращаются с людьми.
Вскоре Катюше надоело грустить в такой прекрасный день, и она решила, что концовка рассказа должна быть хорошей. Сёстры вообразили, что после своего побега Жилин поймал мучителей и смог отомстить им, но также проявил милосердие и отпустил их, как настоящий русский офицер. Они придумали, что девочке Дине, кормившей Жилина, следует выдать награду и научить её читать, чтобы она позднее вышла за него замуж. Этот вариант концовки удовлетворил девочек, и они решили развеяться.
Когда они вышли в сад, то наткнулись на глубокую яму и решили, что это будет отличное место для игры в «Кавказского пленника». Мишка, сын дворника, стал Жилиным, а Тузик — его напарником, Костылиным. Сначала девочки сыграли роли татар, захватили Мишку и Тузика и посадили их в яму на коврик. Они даже написали требование о выкупе и передали его дворнику Семёну. Мишка бросал девочкам игрушки и получал от них пирожки, которые Тузик ловко перехватывал.
Им понравилось сидеть в уютной яме, полной лёгких листьев, и они не горели желанием убежать. В конце концов, и сами девочки спустились в яму к своим «пленникам», ведь в плену может быть и четверо, а сбежать нужно, как считается, только ночью.
Спустя два часа вернулась мама и начала искать дочерей во флигели. Дворник пришёл с загадочным посланием и сообщил, что Мишка пропал. Мама встревожилась и вскоре нашла всех «пленников» в яме на коврике.
По пути домой девочки прижались к маме с обеих сторон и задумывались, почему их так расстроила история «Кавказского пленника», ведь на самом деле играть в это было очень весело.
Главная мысль
Основная идея рассказа Саши Черного «Кавказский пленник» заключается в том, что детская фантазия и игры способны превратить грусть и беспокойство в радость и осознание. Произведение иллюстрирует, как воображение детей помогает им переработать и пережить интенсивные эмоции, вызванные прочитанным текстом. Поддержка и вовлеченность окружающих играют важную роль в помощи детям справляться с их внутренними переживаниями.