Пьеса «На дне» Горького показывает группу людей разных возрастов и социального происхождения, вынужденных ютиться вместе в самом дешевом жилье. У каждого из них своя драма, заставившая опуститься в пучину неблагополучия. И каждый по-разному отвечает на главный вопрос произведения «Что лучше: правда или утешительная ложь?».
Содержание
Место и время действия
Ночлежка, предназначенная для неимущих в одном из российских городов, конец 19 века.
Главные герои
Михаил Костылев – владелец ночлежного дома, 54 года, внешне набожный, но недобрый внутри.
Василиса – супруга Костылева, 26 лет, женщина зверского характера, состоявшая в отношениях с жильцом-вором.
Наташа – сестренка Василисы, отзывчивая 20-летняя девушка, подвергающаяся жестокости со стороны родни.
Васька Пепел – захотевший измениться вор, 28 лет.
Андрей Митрич Клещ – стремящийся возвратиться к былому слесарь, 40 лет.
Бубнов – пессимистично настроенный картузник 45 лет, для которого все на свете лишние.
Барон – аристократ в прошлом, 33 года, считающий, что все хорошее уже не вернуть.
Сатин – шулер, приблизительно 40 лет, думающий, что в человеке, его духовной свободе заключается истина.
Актер – алкоголик, примерно 40 лет, тоскующий по прежнему занятию на сцене.
Лука – скиталец 60 лет, проповедующий ложь во имя утешения.
Другие персонажи
Абрам Медведев – 50-летний полицейский, дядя Наташи и Василисы.
Анна – 30-летняя хворая супруга слесаря.
Настя – 24-летняя девушка, грезящая о любви.
Квашня – продавщица пельменей, около 40 лет.
Алешка – буйного нрава мастеровой сапожного дела, 20 лет.
Кривой Зоб, Татарин – крючники.
Краткое содержание
Акт первый
Начинается очередной день ранней весны в ночлежке.
Клещ дразнит Квашню предстоящим венчанием с полицейским. Женщина с негодованием отвергает такое предположение, отвечая слесарю, что сам он довел супругу до смертельной болезни. Барон с хохотом вырывает у Насти книжку «Роковая любовь», затем помогает торговке унести товар на базар.
Клещ возится с работой. Сатин припоминает: за игру в карты его вчера побили. К беседе присоединяются Бубнов и Актер. Ни один не желает мести пол, хотя все опасаются гнева Василисы.
Задыхающаяся от кашля Анна жалуется мужу на духоту. Тот не реагирует. Актер выводит больную женщину в сени.
Входит хозяин ночлежки. Он ищет жену. Костылев стучится в дверь к Пеплу. Вор прогоняет его, предварительно напомнив пожилому мужчине о долге за купленные часы, вероятно краденные.
Сатин упрашивает Пепла дать ему денег. Получив их, шулер уходит вместе с Актером.
Наташа приводит нового постояльца – пожилого странника Луку. Девушка напоминает Клещу, чтобы тот пришел за женой: Анну переместили из холодных сеней в хозяйскую кухню.
Пепел удаляется в трактир в компании Барона. Появляется нетрезвый Алешка. Жалуется: всюду его прогоняют. Ложится на пол, объявив всем, что не хочет ничего. Внезапно возникшая хозяйка с руганью выталкивает парнишку из помещения. Настя сообщает причину ее злости на Алешку. Молодой сапожник рассказывает всем, что Пеплу наскучила Василиса, он планирует оставить ее и переключиться на Наташу. Не застав любовника и выяснив, что сестренка здесь была, хозяйка гневается еще больше. Обзывает жильцов свиньями, указывает на грязь в помещении и уходит.
Лука вызывается провести уборку, идет за метлой в сени. Возвращается, ведя за собой ослабшую Анну, про которую все забыли. Старик упрекает остальных, напоминает, что нельзя бросать человека.
Появившийся полицейский обращает внимание на нового жильца, ведь он обязан знать каждого на вверенном ему участке. Из сеней вдруг доносится крик: Василиса колотит сестренку. Постояльцы бегут прекращать потасовку.
Акт второй
В вечернее время Медведева с Бубновым занимают шашки. Барон, Сатин, Татарин, Кривой Зоб в карты режутся. Татарин горячится, уличив Сатина с Бароном в мошенничестве. Зоб уводит товарища пить чай.
У кровати Анны – Лука. Он утешает женщину, понимая, что час ее кончины уже близок. Бедняжка жалуется старику на несчастную жизнь, побои от мужа. Тот обещает ей покой и избавление от мук в ином мире.
Лука и для Актера находит утешение: сообщает, что алкоголиков теперь лечат бесплатно в специальной больнице. Пьяница удаляется с мыслями исцелиться, начать все заново.
Васька интересуется у полицейского, сильно ли досталось Наташе от Василисы. Тот называет это семейным делом, его, вора, не касающимся. Пепел в ответ грозится раскрыть свой сговор с Костылевым и его супругой в преступных делах. Полицейский бежит жаловаться старшей племяннице.
Входит Василиса, остается наедине с вором. Только Лука, сделав вид, что ушел, прячется на печи. Любовники объясняются, Василиса соглашается на расставание. Но женщина просит Пепла избавить ее от ненавистного супруга. Взамен она сулит в жены Наташу и денег в придачу. К ним подкрадывается Костылев. Старик истерит, Пепел хватает его. На печи слышится возня. Пепел выпускает противника из рук, тот убегает.
Спустившись, Лука объясняет, что хотел уберечь Ваську от расправы над Костылевым. Наказывает не слушаться Василису. Затем спешит проверить Анну, обнаруживает, что та умерла. Они с Васькой уходят искать ее мужа.
Постепенно постояльцы возвращаются. Татарин озабочен тем, чтобы вытащить из комнаты тело. Клещ озадачен расходами на похороны. Наташа замечает: покойницу никому не жаль. Лука рассуждает, что не жалеют люди ни мертвых, ни живых, ни себя.
Акт третий
На пустыре около ночлежки на бревне коротают время Наташа и Настя. Возле них – другие жильцы. Настя вспоминает о прошлой любви с французским студентом. Бубнов и Барон ее высмеивают. Лука сообщает, что девушке верит, уводит ее. Вернувшегося старика Наташа спрашивает, почему он такой добрый. Тот говорит, что кто-то должен проявлять доброту и жалеть людей.
К ним подходит Пепел. Пока Василиса с мужем на кладбище, Пепел в присутствии Луки добивается расположения Наташи. Дает обещание бросить воровское дело, начать работать и зовет девушку за собой. Старик поддерживает его, уговаривает Наташу. Девушка соглашается. Неожиданно вмешиваются возвратившиеся Василиса и Костылев. Они приказывают Наташе идти домой, грозят Пеплу и гонят Луку.
Показываются Актер и Сатин. Первый рассказывает, что сегодня не пил, мел улицу и тем заработал деньги на дорогу в больницу. Шулер просит эти деньги, чтобы проиграть или пропить, Актер отказывает.
Из квартиры доносятся Наташины крики – опять зверствует над ней родня. Лука соображает: надо позвать Ваську. Актер бежит за ним. В потасовку ввязываются Кривой Зоб, Сатин, появляется полицейский. Из проулка выскакивает Пепел, наносит Костылеву мощные удары. Тот опрокидывается и отдает концы. Василиса торжествующе называет бывшего любовника убийцей мужа. Наташа обвиняет в сговоре Пепла и свою сестру.
Акт четвертый
Ночью в ночлежке идет беседа. Жильцы обсуждают исчезновение Луки днем в суматохе. Вспоминают, как имел он понимание и сострадание. Актер и Настя заявляют, что хотят покинуть здешнее общество, уйти от прежней жизни. Поддержки не находят.
Однако Сатин продолжает хвалить старика, рассуждает об утешительной лжи и истине. Объявляет, что правда находится в человеке, в его свободе. Вспоминает слова Луки, что живут люди для лучшего.
Барон ностальгирует о своей прошлой шикарной жизни с каретами и лакеями. Приходит черед Насти не верить и высмеивать его.
В разговоре выясняется, что после выхода из лечебницы Наташа пропала без вести, ее сестра в тюрьме. Судьба Пепла неясна, возможно, каторга.
Татарин начинает молиться. Актер просит и за него помолиться, но получает отказ. Тогда Актер дрожащей рукой наливает себе водки, опустошает стакан и убегает.
Нетрезвой походкой входят Бубнов с Медведевым. Полицейский добился отношений с милой сердцу Квашней, теперь та таскает его за волосы. Алешка об этом уже раструбил. Медведев от обиды начал пить.
Жильцы собираются петь ночь напролет. Но внезапно нарисовавшийся на пороге Барон сообщает: на пустыре Актер удавился.
Главная мысль
Автор показывает, что, даже обнаружив себя на социальном дне, люди не перестают тянуться к свету. Они продолжают жить, рассуждать, спорить и искать ответы. В них теплится надежда на лучшее. Но замкнутый круг проблем, которые привели к падению, и тяжелые условия существования не дают выбраться наверх.