В послевоенное время Паустовский создал произведение «Телеграмма». В нем он затрагивает вечную тему семейного взаимодействия родителей и детей в русской литературе. Описывая мрачные сцены серой осени, Паустовский устанавливает аналогию между природой и состоянием души одной из главных героинь.
Содержание
Место и время действия
История произведения разворачивается осенью 1946 года на просторах России, в небольшом селе под Рязанью и в многошумном Ленинграде.
Главные герои
- Катерина Петровна — героиня преклонного возраста, проводящая свои уже подходящие к концу дни в уединении, будучи матерью Насти.
- Анастасия — дочь Катерины. Настя покинула родной дом и отправилась в Ленинград, редко бывает у своей старенькой мамы. У нее нет времени даже отправить письмо Катерине.
Другие персонажи
- Тихон — охранник пожарного сарая.
- Манюшка — является дочерью сапожника. Ходит к старой героине, чтобы помочь с хозяйством.
Краткое содержание
Этой прохладной и серой Осенью Катерине становится все сложнее вставать по утрам. Её хибара, которую возвел отец, знаменитый художник, стояла под охраной местной выставки и располагалась в уютном селе Заборье. Ежедневно Манюшка, дочь местного сапожника, являлась к пожилой героине, осуществляя свою помощь с хозяйством. Иногда бывало, что приходил и Тихон, охранник пожарного сарая, и вспоминал, как папа Катерины возводил данное жилище.
Анастасия, единственный потомок Катерины, находилась в Ленинграде. Она была в гостях у мамы около трех лет назад. Мать сама не часто отправляла письма своей дочери, не хотела беспокоить, однако не переставала о ней думать. Анастасия также не проявляла особой активности в общении, лишь несколько раз в год почтальон передавал пожилой героине деньги, количеством в двести рублей.
В один из октябрьских вечеров, под конец месяца, некто продолжительное время тарабанил в уличную дверь. Катерина вышла на улицу, чтобы узреть причину, однако никого не обнаружила. В ту самую ночь она решилась написать своей дочке, умоляя посетить ее.
Анастасия работала в качестве секретаря в Союзе художников, которые называли ее по прозвищу Сольвейг из-за коричневых волос и достаточно больших пустых глаз. Её дни были очень насыщенными — она занималась подготовкой выставки юного скульптора Тимофеева и в спешке бросила письмо от мамы в сумку, даже не открыв его. Однако с облегчением выдохнула, понимая, что мама в порядке. В месте, где работал Тимофеев, Анастасия обнаружила скульптуру Гоголя, и ей показалось, что он укоризненно и с насмешкой глядит на неё.
В течение двух недель Анастасия занималась подготовкой данной выставки. И в день, когда должно было произойти открытие, Анастасии пришло письмо из Заборья с неутешительной вестью: «Катя находится в критическом состоянии. Тихон». Героиня сжала телеграмму в кулаке и ещё раз прочувствовала на себе тот самый взгляд Гоголя. Тем же вечером она поехала в село к маме.
Десятый день пожилая Катерина не могла встать. Манюшка уже шесть дней подряд не покидала её. Тихон выдвинулся к почте и долго заполнял бланк, после чего принёс его пожилой героине и с тревогой зачитал: «Ожидайте, выехала. Остаюсь навсегда преданной вашей дочерью Анастасией». Катерина была благодарна Тихону за тёплые слова, повернулась к стене и будто заснула.
Следующим днем провожали Катерину в последний путь. На похороны прибыли старцы и детвора. Во время процессии к кладбищу подходила юная учительница и, посмотрев на похороны, вспомнила о своей престарелой матери, оставшейся одинокой. Она приблизилась к гробу и нежно дотронулась своими губами до высохшей желтоватой руки Катерины.
Через пару суток после похорон Анастасия доехала до Заборья. Она увидела свежую могильную насыпь, а затем и холодную тёмную комнатушку, где ее мать покинула этот мир. В той комнате Анастасия провела всю ночь в слезах. Покидая Заборье, она пыталась не привлекать внимание, дабы никто не задавал лишних вопросов. Она думала, что только ее мама могла бы снять с неё тяжкое бремя ужасной вины.
Главная мысль
В данном произведении автор прослеживает, как люди не ценят время и своих родных. Ежедневная спешка лишает их возможности уделить заслуженное внимание близким. Только когда близкие уходят из жизни, они осознают, что всё остальное было незначительным. Однако вернуться назад во времени невозможно.
В произведении Паустовского подчеркивается важность своевременности во всех делах. В противном случае упущенного не вернуть никогда. С тяжким чувством вины Насте придется жить всю жизнь, ведь прощения от матери она не получит. Автор не делает выводов, что он осуждает Настю. Таким образом выглядит вся эта эпоха. Настя проявляет заботу о матери, отправляя ей деньги. Однако для родительницы важнее само внимание, которого её дочь ей не оказывает.
Произведение служит назидательным уроком, чтобы дети не забывали о своих родителях во время их жизни. Материальные дела останутся, но близкие могут навсегда покинуть нас. Это страховой долг детей: не забывать тех, кто их вырастил и воспитал. Важно помнить и то, что аналогичная судьба может дожидаться самих детей в старости.