Пьеса «Дядя Ваня» Антона Чехова была создана в 1896 году. Вначале она называлась «Леший», но автор не был удовлетворен результатом и внес значительные изменения, превратив рассказ о русской интеллигенции в знаменитую драму «Дядя Ваня». В этом произведении Чехов искусно подчеркнул нравственные и социальные проблемы российского общества.
Антон Павлович Чехов славился своим мастерством в создании рассказов и пьес, в которых он исследовал тонкие оттенки человеческой психологии. Его основным уделом было выявление внутренних переживаний персонажей и их влияния на их поведение. Для Чехова главным было раскрытие личности, прежде чем рассматривать все остальные аспекты общества и политики.
Содержание
Место и время действия
События пьесы разворачиваются в конце 19 века в русской глубинке, в усадьбе Серебрякова.
Главные герои
- Дядя Ваня, или Иван Петрович Войницкий, представлен как умный и нравственный человек, готовый пожертвовать своими интересами во имя других. Он заботится о Соне и старается помочь ей в трудных ситуациях.
- Александр Владимирович Серебряков — бывший профессор, человек эгоистичный, склонен к высокомерию и избирательности в общении.
- Михаил Львович Астров — выдающийся врач, обладающий развитым мышлением, глубоко переживающий за будущее своей страны и ее народа.
- Софья Александровна, или Соня, — дочь Серебрякова от первого брака, умная, практичная и готовая на жертвы девушка.
- Елена Андреевна — молодая супруга Серебрякова, обладающая умом и красотой, но полностью поглощенная ленью и бездельем.
Другие персонажи
- Илья Ильич Телегин — бедствующий помещик, родственник Сони, переживающий глубокие несчастья в своей личной жизни.
- Марина — пожилая няня, отличающаяся добротой, лаской и состраданием, является воплощением доброты и милосердия.
Краткое содержание
Действие первое
В усадьбе Александра Васильевича Серебрякова Марина, старая нянюшка, и врач Михаил Львович Астров ведут разговор за чашкой чая, вспоминая свое долгое знакомство. Астров с горечью отмечает, как сильно он изменился за это время: он постарел, потерял нежность, стал чаще прибегать к водке. Доктор жалуется на свою жизнь, говоря, что не видит выхода из постоянной заботы, стресса и скучной рутины, которая омрачила его существование.
Войницкий выходит и делится, что прибытие профессора Серебрякова изменило обычный порядок вещей к худшему. Вся семья теперь вынуждена подстраиваться под научного деятеля, у которого совершенно нет никакого распорядка дня.
Войницкий выражает свое негодование по поводу родственника, который перебрался в поместье своей первой жены только из-за финансовых трудностей. Профессор, уже 25 лет занимающийся «писанием об искусстве», не разбираясь в нем. Он постоянно жалуется на свои страдания и заболевания, однако пользуется у женщин большим успехом.
Войницкий вспоминает, что его покойная сестра, первая жена Серебрякова, питала к мужу искреннюю и страстную любовь, предпочитая его всему на свете. Вторая жена профессора, обладающая красотой и умом, свободно и добровольно отдала ему всю свою молодость, красоту и блеск.
В обсуждении супружеской верности Телегин рассказывает, что его супруга сбежала вскоре после свадьбы. Несмотря на это, он до сих пор испытывает к ней чувства и финансово поддерживает как ее, так и ее детей от другого мужчины.
Астров остается на ночлег в поместье и начинает говорить о своей страсти – охране лесов и важности сохранения природных ресурсов. Соня делится, что ее дядя Михаил Львович ежегодно занимается посадкой новых лесов и за это даже был удостоен медали и грамоты.
Елена Андреевна замечает, что молодая дама испытывает нежные чувства к обаятельному доктору. Войницкий, раскрывая свое сердце перед Еленой Андреевной, умоляет ее не отвергать его чувства.
Действие второе
Серебряков утомляет свою молодую жену жалобами на свой возраст и плохое самочувствие. Он выражает свою «старость» с таким тоном, словно в этом виновата сама жизнь. Продолжая свои жалобы, он рассказывает Елене Андреевне о скучной жизни в своем уединенном поместье, неинтересном общении с людьми и о том, как ему не хватает яркой светской жизни. Елена Андреевна начинает терять терпение. Только верной нянюшке удается успокоить профессора, который, как и многие старые и капризные люди, сильно нуждается в жалости и сочувствии.
В личной беседе с Войницким Елена Андреевна выражает свое недовольство ситуацией в доме, где царит обстановка напряженности и взаимной неприязни. В ответ Иван Петрович начинает откровенно исповедоваться в своей симпатии к молодой женщине. Заметив, что собеседник находится в состоянии алкогольного опьянения, Елена Андреевна решает покинуть его.
Войницкий глубоко задумывается над своим прошлым и приходит к выводу, что многие моменты его жизни оказались бесполезными, лишенными смысла.
Астров и Телегин вступают в комнату, держа в руках гитару. Вслед за атмосферным стаканчиком коньяка, мужчины начинают обсуждать высокие темы философии.
Соня выражает свое негодование дяде Ване за то, что он снова выпил с доктором. После ухода дяди, она начинает разговор с Астровым, который делится с ней своими внутренними размышлениями. Астров чувствует недовольство и презрение к обыденной, уездной жизни и русской простоте. Доктор признается, что никогда не испытывал и не будет испытывать истинной любви.
Действие третье
Войницкий объявляет о том, что профессор пригласил всех на важное собрание. Елена Андреевна выражает свое недовольство скучными буднями, на что Соня напоминает, что всегда можно заняться чем-то полезным, если есть желание. Она подчеркивает, что необходимо бороться с праздностью.
Соня откровенно признается мачехе в своей неотступной любви к Астрову в течение шести лет, хотя он никак не отвечает на ее чувства. Елена Андреевна предлагает разговориться с доктором, с тонкими намеками о своих чувствах.
В личной беседе Михаил Львович признается, что не питает никаких чувств к Соне. Елена Андреевна просит его уйти и меньше появляться в усадьбе, чтобы не причинять страданий влюбленной девушке.
Врач откровенно признается в своих чувствах к Елене и умоляет ее о встрече наедине. Войницкий оказывается случайным свидетелем этой сцены.
Серебряков объявляет своим родственникам о намерении продать свое имение и инвестировать вырученные средства в ценные бумаги, а оставшуюся часть использовать для приобретения дачи в Финляндии. Дядя Ваня рассердился, поскольку уверен, что имение на самом деле принадлежит его племяннице Соне. Он утверждает, что только благодаря его труду были погашены все долги по этому имению, на котором он неустанно трудился в течение двадцати пяти лет. Овладев сильными эмоциями, он вынимает револьвер и стремится покончить с жизнью человека, которого он сильно ненавидит — профессора Серебрякова.
Действие четвертое
Разговаривая о скором отправлении семьи Серебряковых в Харьков, нянюшка Марина и Телегин испытывают радость: наконец-то в доме все будет происходить «по-прежнему», как было раньше.
Войницкий склонен к обескураженности своей неудачной стрельбой: «Два выстрела — ни единого попадания!». Опасаясь, чтобы дядя Ваня не предпринял что-то необдуманное, Астров всегда остается рядом. Доктор настаивает на возврате им Войницким пузырька с морфием, который тот взял.
Войницкий мечтает начать жизнь заново, но осознает, что в его сорок семь лет это уже невозможно. Соня убеждает Войницкого просто принять жизнь такой, какая она есть, и терпеливо переживать все, пока жизнь сама не принесет изменения. Ей удается уговорить Войницкого вернуть доктору пузырек с морфием.
Астров умоляет Елену Андреевну остаться, но она настойчиво настроена на уход из поместья. В момент прощания Серебряков мирится с дядей Ваней, обещая друг другу, что все будет продолжаться в том же духе, что и раньше.
Астров уходит из поместья. Соня и дядя принимаются за исправление запущенных дел. Соня размышляет о том, как они будут нелегко, но усердно работать, принимая все трудности жизни с достоинством, с надеждой увидеть после смерти жизнь во всей ее яркости, красоте и гармонии.
Главная мысль
Благодаря умелому изображению особых черт главных героев А.Чехов смог передать внутренний мир интеллигенции в контексте жизни в России в последние годы XIX века.
В романе просматривается критическое отношение к общественной жизни, глубокий поиск смысла и призвания, а также стремление принести пользу людям и сохранить природу. Герои сталкиваются с душевной разобщенностью, разочарованием и неприятием того, что посчитано пошлым или эгоистичным. Каждый персонаж несет свою правду, что подчеркивает важность не идеализировать человека.
Тема семьи, воспитания и жертвенности ради близких важна в этом произведении. Герои испытывают чувство любви, но сталкиваются с недостатком взаимности. Астров изображается как человек стойкий и человечный, а в некотором смысле даже романтик. Старая няня символизирует примирение и сочувствие. Приспособленчество и мещанство рассматриваются как зло для людей, имеющих совесть и нравственные принципы. Главным двигателем для всех персонажей является мечта о лучшей жизни.
Краткое содержание — Дядя Ваня — видео
Так же читайте:
- Чехов А.П. Биография
- Чехов А.П. Краткое содержание «Вишнёвый сад»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Дама с собачкой»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Душечка»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Ионыч»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Каштанка»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Крыжовник»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Лошадиная фамилия»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Мальчики»
- Чехов А.П. Краткое содержание «О любви»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Палата№6»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Попрыгунья»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Смерть чиновника»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Студент»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Толстый и тонкий»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Тоска»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Чайка»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Человек в футляре»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Хамелеон»
- Чехов А.П. Краткое содержание «Хирургия»
- Чехов А.П. Цитаты из знаменитых произведений.