В своем творчестве Николай Васильевич Гоголь мастерски использовал различные литературные приемы. В цикле петербургских повестей он обращается к жанру мистики, его рассказы, фантастические и загадочные, напоминают новеллы Гофмана, не переставая удивлять и завораживать читателя. Написанный им «Портрет» в форме аллегории обличает пороки общества, поднимает вопросы подлинного человеческого существования, смысла жизни, истины, настоящего искусства, которые невозможно измерить деньгами.
Содержание
Место и время действия
Описываются события 30-ых годов XIX века, происходящие в городе Санкт- Петербурге и его окрестностях.
Главные герои
- Андрей Петрович Чартков— бедный художник, которому внезапное богатство не принесло счастья
- Художник Б.- известный талантливый художник, рассказавший всю эту историю
- Ростовщик— жадный, богатый старик, во всем ищущий наживу
Другие персонажи:
- Никита— молодой парень, помощник художника Чарткова
Краткий пересказ
В повести «Портрет» Гоголь рассказывает историю молодого художника, не выдержавшего испытания деньгами и бездумно продавшего ради них свой талант.
Часть 1
Картинная лавочка на Щукинском дворе собирает немало желающих приобщиться к миру искусства. Останавливается здесь и бедный художник Чартков, пришедший посмотреть на работы других.
Он внутренне недоволен увиденными полотнами, отмечая их бездарность и небрежность. Продавец всячески навязывает ему картины, но Чартков не торопится покупать. Но в итоге все-таки решается приобрести весьма странную картину- портрет старика с необычайно выразительными глазами, словно живыми и чего-то требующими. Художник сразу оценил высочайший талант автора этого портрета, потрясающую силу его кисти и подлинное мастерство.
Отдав продавцу свой последний двугривенный, он отправился с картиной домой.
Там его встречает друг и помощник Никита, сообщивший новость, что приходил хозяин квартиры и требовал уплаты за снимаемое жилье. Чартков погружен в свои мысли и не желает сейчас думать о деньгах. Он вспоминает слова своего учителя- профессора о том, что он, безусловно, талантлив, но не должен размениваться по мелочам.
Только как ему творить, если картины не продаются и денег на существование не осталось.
Внезапно художник замечает страшное и искаженное лицо старика, смотрящего на него с картины, грозный взгляд, проникающий в самое сердце. Ему делается страшно, словно с ним рядом находится мертвец, готовый вот-вот выпрыгнуть в комнату. Он накрывает портрет простыней и ложится спать.
Черткову снится непонятный сон: старик выпрыгивает из картинной рамки и приближается к нему. В руках у него свертки с золотыми монетами, которые тот принимается пересчитывать, не обращая внимания на испуганного художника. Один из свертков откатился немного назад, а старик этого не заметил. Тогда Чертков решает забрать его себе, но вскоре старик возвращается в поисках пропажи, только художник не отдает его.
В холодном поту он просыпается, не понимая, сон это или правда.
Вскоре к нему, в сопровождении квартального, является хозяин квартиры, требующий немедленной уплаты долга. В этот момент, рассматривая портрет старика, квартальный нечаянно нажимает на рамку и на пол падает сверток с золотыми монетами, теми самыми, которые потерял ночью старик. Художник незаметно придвигает сверток и оставляет его себе.
Как оказалось, в нем находится тысяча золотых монет, которые позволят ему жить безбедно долгое время. Он размышляет, как ему теперь поступить: продолжить творчество или прокутить все деньги.
Поддавшись порывам юности, искушениям от внезапно свалившегося богатства, Чартков начинает бездумно тратить деньги. Теперь у него появляется хорошая квартира, дорогая одежда, завязываются важные знакомства. Он заказывает журналисту статью о самом себе, в которой о его работах отзываются слишком восторженно и талант сильно преувеличен.
К нему заезжает одна светская дама, с просьбой нарисовать портрет своей дочери, который ему удается хорошо выполнить. Однако со временем, он перестает писать действительно стоящие вещи, предпочитая во всем полагаться на желания заказчиков в ущерб настоящему искусству.
Прошли годы. Чертков становится модным живописцем и подлинным светским щеголем, его приглашают на званые обеды, он позволяет себе осуждать творчество великих живописцев, всячески критикует коллег по перу. Его приглашают на экзамены к студентам-художникам, где он непременно осуждает их работы, высказывает необоснованные замечания и строит из себя очень важную персону. Все его мысли и чувства обращены лишь к еще большей наживе, желанию иметь все больше и больше.
Но вскоре происходит событие, полностью изменившее его мир.
Как-то его попросили высказать свое мнение об одном произведении русского художника, присланного им из Италии. Раньше он и Чартков много общались, но потом этот художник принял решение уехать в другую страну и полностью посвятил себя творчеству. Завидев написанную им картину, Чартков понял, насколько слабо его собственное творчество перед таким величием, как бездарно он прожил свою жизнь, как потерял себя в искусстве!
Его охватила ужасная зависть и ненависть, он кинулся рьяно скупать картины хороших мастеров, а затем уничтожать их, чтобы уже никто не мог ими любоваться. Свои картины вызывали у него только раздражение, он начинает сомневаться, а был у него вообще талант к изобразительному искусству.
Его взгляд наталкивается на тот самый злополучный портрет старика, который злобно и осуждающе взирает на него. В бешенстве он набрасывается на ценные картины, рвет и режет их на кусочки.
Приступы бешенства постоянно повторяются, его ничего уже не радует, он начинает сходить с ума, вместо людей ему мерещатся только портреты, повсюду сопровождает взгляд того самого старика с картины. Он умирает, от былого богатства не остается и следа, только изрезанные картины напоминают о том, как он был богат, но несчастлив.
Часть 2
Рассказывается история создания портрета, написанного художником-самоучкой.
Идет аукцион, на котором распродается имущество богатого мецената. Особое внимание пришедших заслуживает картина с изображением смуглого старика в восточном одеянии. Его мрачный взгляд завораживает и манит куда-то, многие желают приобрести этот портрет. Но тут внезапно появляется некий художник Б., который заявляет свои права на это произведение. Он рассказывает всем историю этого портрета и все, что с ним связано.
Во времена правления Екатерины Второй в одном весьма мрачном доме жил очень богатый ростовщик, которого многие недолюбливали. Он с готовностью выдавал нуждающимся деньги под проценты, но в дальнейшем эти займы становились пожизненной кабалой, из которой было невозможно выбраться. Да еще, к тому, же эти выданные деньги приносили только зло и несчастье.
Один молодой человек, очень увлекающийся искусством, как-то занял у ростовщика деньги на развитие науки и творчества. Но, охваченный завистью и ненавистью к подлинному таланту и искусству, не смог побороть себя и начал писать на художников доносы. Императрица, узнав о его подлостях, наказала его. Не выдержав нервных потрясений, бедолага умирает.
Другой мужчина, князь, занял у ростовщика денег, чтобы жениться на богатой красавице. Но после свадьбы очень сильно изменился, начал ревновать и даже избивать жену, а после и вовсе покончил собой.
Немало было несчастий людям от этих взятых у ростовщика денег, многие спивались, разорялись, сходили с ума, убивали других. Ростовщика все ненавидели и боялись, видя в его облике дьявола, несущего зло.
Художник Б. рассказал, что его отец был очень способным художником-самоучкой, готовым всегда прийти на помощь людям. Как-то к нему пришел тот самый ростовщик и потребовал написать его портрет, чтобы он на нем был как живой. Своим обликом ростовщик напоминал дьявола, который намеревался навсегда остаться жить в этом портрете. Вскоре он умирает, работа остается незаконченной до конца.
Только жизнь самого художника начинает меняться к худшему, он полон ненависти к окружающим, а злополучный портрет он пытается сжечь. Картину спасают, но дальше она отправляется по рукам, продолжая приносить одни несчастья.
Сам художник становится отшельником, теряет семью и уходит в монастырь. Поняв, что стал орудием дьявола, он искупает свою вину, когда пишет картину, изображающую рождение Иисуса Христа.
Своего сына он просит уничтожить эту картину, как только он ее найдет. Но она внезапно исчезает с аукциона, и люди остаются в недоумении: действительно ли дьявол был так близок и может вернуться в любой момент?
Основная мысль произведения
В этой повести Гоголь в очередной раз поднимет вопросы смысла жизни, способности каждого из нас заниматься тем, что действительно важно, не поступаясь своими принципами, оставаясь всегда людьми, готовыми на любовь и пожертвования.
Портрет. Краткое содержание (видео)
Так же читайте тут:
Гоголь Н.В. Краткое содержание «Вий»
Гоголь Н.В. Краткое содержание «Заколдованное место»
Гоголь Н.В. Краткое содержание «Записки сумасшедшего»
Гоголь Н.В. Краткий пересказ «Мертвые души» по главам
Гоголь Н.В. Краткое содержание «Невский проспект»
Гоголь Н.В. Краткое содержание «Нос»
Гоголь Н.В. Краткое содержание «Ревизор»
Гоголь Н.В. Краткое содержание «Тарас Бульба»
Хорошая статья, которая основана на фактах и не сторонится от нейтральности.